بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Если встречаются «джарх» и «та'диль», то предпочтение отдаётся разъяснённому «джарху»
Вот ясные и понятные слова учёных по этому вопрос:
Сказал аль-Хатыйб аль-Багдадий (да будет милостив к нему Аллах): «Единогласны учёные, что если один или двое сделают джарх (дискредитируют), и столько же сделают та’диль (похвалят), то джарху отдаётся предпочтение, (он ставится выше).
И причина этому такова, что критикующий знает и сообщает о том, что скрыто (от хвалящего), (вместе с этим) он подтверждает правдивость того, кто хвалит. Он говорит (хвалящему): Ты сообщает то, что знаешь о положении (хвалимого тобой), внешне. Однако я обладаю о нём теми знаниями, которыми не обладаешь ты. И то, что он (хвалящий) знал внешне, и его похвала, опирающаяся на это (его внешнее знание), никак не влияет на правдивость критикующего и его критику. И согласно всему этому критика ставится выше похвалы»(1).
Сказал Ибн Салях (да будет милостив к нему Аллах): «Если собрались в одном человеке и джарх и та’диль (и критика и похвала), то джарху отдаётся предпочтение. Так как хвалящий говорит о том, что открыто для него из положения этого человека, а критикующий говорит о том, что скрыто от хвалящего.
Говорят, что если число хвалящих будет больше числа критикующих, то принимается и выше ставится та’диль (похвала). Однако, правильным является то, что берётся джарх (критика), согласно тому, что было упомянуто. Аллах знает лучше»(2).
Сказал аз-Заркъаший (да будет милостив к нему Аллах), поясняя мнение о том, что если число хвалящих будет больше, то берется похвала: «Правильным является то, что выше ставится джарх (критика), согласно тому, что мы упомянули. А ставится выше потому, что у этой критики есть добавка в знании (положения человека) в отличие от хвалящего …» (3)
Тоже самое говорил и ас-Сахауаи, Ибн ‘Асакир, аль-Амидий, ас-Суютый, аль-‘Иракый, также имам ан-Науауий, слова которого передал Мухаммад Мухийддин ‘абдуль-Хамид.
Сказал аль-Хафиз ибн Касир (да будет милостив к нему Аллах): «Правильным является то, что джарх ставится выше всегда, если он разъясненный. И Аллаху ведомо лучше»(4).
________________________________
(1) - См.: «аль-Кифая», 175-176.
(2) - См.: «аль-Мукаддима», 99.
(3) - См.: «ан-Нукт ‘аля Мукаддима ибн Салях», 3/361-362.
(4) - См.: «Ихътисар ‘улюм аль-хадис», 2/287-289.
Сказал аль-Хатыйб аль-Багдадий (да будет милостив к нему Аллах): «Единогласны учёные, что если один или двое сделают джарх (дискредитируют), и столько же сделают та’диль (похвалят), то джарху отдаётся предпочтение, (он ставится выше).
И причина этому такова, что критикующий знает и сообщает о том, что скрыто (от хвалящего), (вместе с этим) он подтверждает правдивость того, кто хвалит. Он говорит (хвалящему): Ты сообщает то, что знаешь о положении (хвалимого тобой), внешне. Однако я обладаю о нём теми знаниями, которыми не обладаешь ты. И то, что он (хвалящий) знал внешне, и его похвала, опирающаяся на это (его внешнее знание), никак не влияет на правдивость критикующего и его критику. И согласно всему этому критика ставится выше похвалы»(1).
Сказал Ибн Салях (да будет милостив к нему Аллах): «Если собрались в одном человеке и джарх и та’диль (и критика и похвала), то джарху отдаётся предпочтение. Так как хвалящий говорит о том, что открыто для него из положения этого человека, а критикующий говорит о том, что скрыто от хвалящего.
Говорят, что если число хвалящих будет больше числа критикующих, то принимается и выше ставится та’диль (похвала). Однако, правильным является то, что берётся джарх (критика), согласно тому, что было упомянуто. Аллах знает лучше»(2).
Сказал аз-Заркъаший (да будет милостив к нему Аллах), поясняя мнение о том, что если число хвалящих будет больше, то берется похвала: «Правильным является то, что выше ставится джарх (критика), согласно тому, что мы упомянули. А ставится выше потому, что у этой критики есть добавка в знании (положения человека) в отличие от хвалящего …» (3)
Тоже самое говорил и ас-Сахауаи, Ибн ‘Асакир, аль-Амидий, ас-Суютый, аль-‘Иракый, также имам ан-Науауий, слова которого передал Мухаммад Мухийддин ‘абдуль-Хамид.
Сказал аль-Хафиз ибн Касир (да будет милостив к нему Аллах): «Правильным является то, что джарх ставится выше всегда, если он разъясненный. И Аллаху ведомо лучше»(4).
________________________________
(1) - См.: «аль-Кифая», 175-176.
(2) - См.: «аль-Мукаддима», 99.
(3) - См.: «ан-Нукт ‘аля Мукаддима ибн Салях», 3/361-362.
(4) - См.: «Ихътисар ‘улюм аль-хадис», 2/287-289.