Человек и его основа

abu Zarr
Сообщений: 164
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Человек и его основа

Сообщение abu Zarr » 08 апр 2016, 08:33

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Человек и его основа

Этот вопрос является одним из важных вопросов религии, знание которого помогают правильно понять основу человека, и выстроить отношение с ним, не причинив урон себе и своей религии.
Некоторые заблудшие придумали такое правило: "Мусульманин в основе является надёжны и достойным доверия". Исходя из этого правила, можно доверять любому, кто заявляет о своё Исламе, без уточнения его положения.
Конечно же такое правило является дверью в заблуждение и мусульманин должен знать, что основа в человеке, как говорили саляфы, опираясь на доказательства Корана и Сунны, - это неизвестность и ненадёжность.

Итак: Является ли он надёжным в религии, честным, заслуживающим доверие (ثقة), или же он – ненадёжный, не заслуживающий доверия? Является ли каждый мусульманин следующим пути саляфов в основе, или же основа его положения – это неизвестность (جهالة)?
Я несколько раз на уроках у шейха Расляна (да хранит его Аллах), а также в личных беседах с ним, слышал упоминание этого правила, а именно, что «мусульманин в основе не является саляфитом», и чтобы говорить о ком-то, что он саляфит, нужно знать, соответствуют ли его основы основам саляфии.
И это не мнение или фетва, это правило в религии Ислам, это один из важнейших принципов в науке «джарх и та’диль»!
Имам аль-Хатыйб аль-Багъдади (да будет милостив к нему Аллах) в своей книге «аль-Кифая» (стр. 78), писал: «Поистине человек справедливый, надёжный – это тот, кто известен тем, что он выполняет все возложенные на него Всевышним предписания, следует приказам Аллаха, оставляет (избегает) то, что Он запретил, сторонится мерзостей. Тот, кто стремится следовать истине, и поступает согласно ей в своих делах и в отношениях (с другими). Тот, кто избегает выражений, которые могут повлиять не его положение в религии и оскорбить его честь! И тот, у кого положение подходит под эти описания, про того можно сказать, что он справедливый и надёжный в религии».
Шейхуль-Ислам Ибн Тэймия (да будет милостив к нему Аллах) в «Маджму’а аль-фатауа» (15/357) писал:

قال شيخ الإسلام كما في مجموع الفتاوى (15/357): وأما قول من يقول الأصل فى المسلمين العدالة فهو باطل بل الاصل فى بنى آدم الظلم والجهل كما قال تعالى: (وَحَمَلَهَا الْإِنْسَانُ إِنَّهُ كَانَ ظَلُومًا جَهُولًا) ومجرد التكلم بالشهادتين لايوجب انتقال الانسان عن الظلم والجهل الى العدل
«Что касается тех, кто говорит: «Основа в мусульманах – надёжность, праведность» - то это правило (выражение) является неправильным. Более того, основа в сынах (потомках) Адама – это несправедливость и невежество, как сказал об этом Всевышний: «Человек же взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным»(1)(сура «аль-Ахзаб», 72). И простое произнесение двух свидетельств (Ислама) не становятся причиной перехода человека из состояния несправедливости и невежества к состоянию справедливости (и знания)».
Всевышний Аллах сказал:

وَأَشْهِدُوا ذَوَيْ عَدْلٍ مِنْكُمْ
«И пусть свидетелями будут двое справедливых мужчин из вас» (сура «ат-Талакъ», 2).

Имам ‘Абдуль-Уахид аль-Багъдади (да будет милостив к нему Аллах) приводил этот аят в довод на то, что Всевышний не ограничился свидетельством двух мусульман только лишь, однако приказал искать тех, которые являются справедливыми и надёжными в религии. И если это так, то такие качества как «справедливость и надёжность» являются качествами добавочными, которые приобретает человек (см.: «аль-Ишраф ‘аля нукти масаили аль-хиляф», 2/956).
То есть, как нам становится ясным из общего перевода слова имама аль-Багъдади, что человек не становится надёжными и доверенным в религии только из-за его принадлежности к Исламу. Ибо сколько мусульман, особенно, в наши дни, которые совершают мерзости, лгут, занимаются беспределом, поступают несправедливо и т.д. И если верить человеку, только лишь потом, что он мусульманин, тогда отличить истину ото лжи будет невозможно!
Поэтому имам Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Если ты сомневаешься в свидетеле, является он справедливым (надёжным, достойным доверия) или нет, то тогда нельзя опираться на его свидетельство. Так как большинство людей не являются достойными доверия (справедливыми). А те, кто говорят, что «основа в людях – это справедливость, надёжность», то эти слова нуждаются в исправлении. Более того справедливость (надёжность) – это качества, которые появились у человека и каждый раз нуждаются в обновлении.
Основа же в людях – это отсутствие надёжности! Ибо поистине противоположность справедливости и надёжности – это и есть основа человека, то есть его невежество и его несправедливость. Ведь Всевышний сотворил человека таким, несправедливым и невежественным. Верующий же приобретает эти качества, совершенствует в себе справедливость и знание, которые в совокупности являются благом. Другие же остаются на своей основе, а основа в людях не является справедливость»
(2).

Также доводом в нашем вопросе является асар, который передал Хараша ибн аль-Хурр (да будет милостив к нему Аллах). Он рассказывал:

شهِدَ رجلٌ عندَ عمرَ بنِ الخطَّابٍ، فقالَ عُمرَ: إني لَستُ أعرفُكَ، ولا يضرُّكَ أني لا أعرفَك، فائتِني بمن يعرفُكَ، فقالَ رجلٌ أَنا أعرفُهُ يا أمير المؤمنينَ قالَ: بأيِّ شيءٍ تعرفُهُ ؟ فقالَ: بالعَدالةِ قالَ: هوَ جارُكَ الأدنى تعرِفُ ليلَهُ ونَهارَهُ ومَدخلَهُ ومَخرجَهُ؟ قالَ: لا، قالَ: فعامَلَكَ بالدِّرهمِ والدِّينارِ الَّذي يُستَدلُّ بِهِما على الورَعِ؟ قالَ: لا، قالَ: فصاحَبَك في السَّفرِ الَّذي يُستَدلُّ بِهِ على مَكارمِ الأخلاقِ؟ قالَ: لا، قالَ: فلَستَ تعرفُهُ ، ثمَّ قالَ للرَّجلِ: ائتِني بمن يعرفُكَ
«Однажды один человек свидетельствовал (в каком-то вопросе) перед ‘Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах). Тогда ‘Умар сказал ему: «Поистине я не знаю тебя! Однако не повредит тебе то, что я не знаю тебя. Приведи того, кто знает тебя!(3)Один из присутствующих сказал: «Я знаю его, о Повелитель Правоверных!»
Тогда ‘Умар спросил его: «Каким ты знаешь его?»
На что человек ответил: «Я знаю его как справедливого, надёжного».
Тогда ‘Умар спросил его: «Он твой по близости живущий сосед? Ты видишь его и днём и ночью, знаешь какой он дома и какой на улице?»
На что человек ответил: «Нет».
Тогда ‘Умар спросил его: «Он торговал с тобой, имел с тобой финансовые отношения, которые могут свидетельствовать о его богобоязненности?»
На что человек ответил: «Нет».
Тогда ‘Умар спросил его: «Он сопровождал тебя в пути, который может служить доказательством его достойных (благородных) качеств?»
На что человек ответил: «Нет».
Тогда ‘Умар сказал его: «Значит, ты не знаешь его!» Затем обратился к человеку, и вновь попросил его, сказав: «Приведи того, кто знает тебя!»»
(4)

Шейх Раби’ (да хранит его Аллах), отвечая на вопрос о том, является ли мусульманин в основе суннитом, говорил: «Как же может быть основой в людях то, что они на Сунне?! Ведь среди нас рафидиты, батыниты, атеисты, сектанты – кто угодно! Как это может быть, что основа в людях – Сунна?! Кто это сказал?!
Ибн Тэймия (да будет милостив к нему Аллах) опровергал тех, кто заявлял, что основа в мусульманине – справедливость и надёжность. Он говорил, что такое суждение ложное (неправильное), так как Всевышний Аллах сказал о человеке:
«Воистину, он является несправедливым и невежественным». Всевышний говорит:

إِنَّا عَرَضْنَا الْأَمَانَةَ عَلَى السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ فَأَبَيْنَ أَنْ يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا وَحَمَلَهَا الْإِنْسَانُ ۖ إِنَّهُ كَانَ ظَلُومًا جَهُولًا
«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность(5), но они отказались нести ее и испугались этого! Человек же взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным» (сура «аль-Ахзаб», 72).

(Соответственно) основа в людях – это несправедливость и невежество. То есть принятие человеком Ислама не возводит его в степень достойного доверия, справедливого (и надёжного) – или как там сказал (Ибн Тэймия, да будет милостив к нему Аллах).
И как может быть основа в человеке то, что он приверженец Сунны, в местности, где всё смешалось, и многие отошли от следования ей (Сунне)?! И если ты знаешь, что этот человек из конкретной саляфитской школы (группы), то будь хорошего мнения о нём. И мы тоже будем хорошего мнения о нём. Однако, когда всё вокруг смешалось, и ты не можешь понять, кто есть кто, тогда узнавай, кто из людей следует истине (идёт по пути саляфии).
Поэтому (саляфы) говорили: «Поистине знание – это религия! Так смотрите же от кого вы принимаете свою религию!»
А если взять мнение того, кто говорит, что «основа в людях – это Сунна», то тогда принимай религию от любого встречного!
Ибн Сийрин (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Поистине (вначале) люди не спрашивали об иснаде (о передатчиках), но когда появилась смута (выдумщиков хадисов), люди стали говорить: «Назовите нам ваших передатчиков!» И если передающий был из числа приверженцев Сунны, тогда они принимали (от него) хадис. А если был из приверженцев нововведений – оставляли (его хадис)»
(6).

Шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада (да хранит его Аллах) спросили: «Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали, если придёт к вам нечестивец с вестью, то проверяйте это» (сура «аль-Худжурат», 6). Принимается ли сообщение того, кто не является нечестивцем, зная то, что основа в мусульманине – надёжность и справедливость?
Шейх ответил: «Основа в мусульманине – невежество, пока не будет установлена его надёжность и справедливость, или же пока не будет доказано обратное. А если бы основа у мусульманина была справедливость и надёжность, тогда не было бы нужды говорить: «Такой-то достойный доверия, такой-то является надёжным, такой-то то и то». Так как это и есть основа!
Затем уже люди говорят о надёжности и дискредитации, говорят про такого-то: «Он достойный доверия», а про другого - «Он слабый (ненадёжный)».
Однако если нет в отношении кого-то дискредитации, то это не значит, что его основа – это надёжность! И нельзя говорить про кого-то: «Он достойный доверия», опираясь на то, что в его адрес не было критики (дискредитации). Подтверждение надёжности человека, то, что он достоин доверия, строится на знание о передатчиках (о людях), об их положении!»
(7)
___________________________________
[align=justify](1) - Как писал шейх ас-Са’ди (да будет милостив к нему Аллах) в тафсире к этому аяту: «Несмотря на свое невежество и природную склонность к несправедливости человек согласился на эти условия и взвалил на свои плечи тяжелое бремя обязанностей перед Аллахом».
(2) - См.: «Бадаи’у аль-фауаид», 3/790.
(3) - То есть: для того, чтобы убедиться, надёжный это свидетель, достоин он доверия или нет.
(4) - Шейх аль-Альбани указал на достоверность этого асара. См.: «Ируау аль-гъалиль», 2637.
(5) - Ответственность следовать всем приказам Аллаха и сторониться всех Его запретов (см.: «ат-Тафсир аль-муйассар»).
(6) - Из аудиозаписи: «Ликъа ма’а ахлиль-Йемен».
(7) - Сл.: «Шарх Сунан аби Дауд».

Вернуться в «НАУКА О ПЕРЕДАТЧИКАХ ХАДИСОВ»