О положении тауаккуля (упования) в Исламе

Abu Sumaya Kazakhstani
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

О положении тауаккуля (упования) в Исламе

Сообщение Abu Sumaya Kazakhstani »

______________________________


О положении тауаккуля (упования) в Исламе

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего


Что такое тауаккуль?

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Тауаккуль – это упование на Аллаха во время устремления к желаемому и в процессе отведения дурного, веруя в Аллаха и предпринимая для этого дозволенные причины. И это является наиболее близким определением тауаккуля. Необходимо наличие двух дел:
Первое: Чтобы человек уповал на Аллаха правдивым упованием.
Второе: Чтобы он брал дозволенные причины»
(См. «аль-Коулюль-Муфид» стр.403).
О достоинстве тауаккуля

Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): «Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими» (аль-Маида, 23).
Всевышний Аллах также сказал: «А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен!» (Талак, 3).
Кто уповает на Аллаха в мирских делах и религии, полагаясь на Аллаха в принесении пользы и отведении вреда, веруя в Него, что Он облегчит положение, для того Он достаточен. Да и как может быть иначе, если человек приобретает в лице Аллаха богатого, сильного, могущественного и милостивого Покровителя, который ближе к своему рабу, чем кто бы то ни было иной (см "Тайсируль-Карим ар-Рахман").
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Упование - это половина религии, и поэтому мы говорим в наших молитвах: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (аль-Фатиха, 5). Просим Аллаха о помощи и полагаемся на Него в том, что Он поможет нам в поклонении Ему» (См. «аль-Коулюль-Муфид» стр.404).
От Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передается о том, что Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, если вы будете уповать на Аллаха истинным упованием, то непременно будете наделены уделом, подобно птице, которая ранним утром улетает с пустым желудком, а возвращается вечером уже с полным желудком» (Тирмизи, 2344, ибн Маджа, 4164 и Ахмад, 205. Шейх Альбани подтвердил достоверность в «Сунан»).
Имам Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Этот хадис является основой в вопросе упования, которое является одним из величайших причин, посредством которых получают средство пропитания (ризк). Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (Талак, 2-3)» (См. «Джами’уль-‘улюм уаль-Хикам», стр. 482).
Также Ибн Раджаб сказал: «Если они действительно уповают на Аллаха искренне (полагаясь при это только на Него Одного и не придавая при этом сотоварищей. – Прим.пер.) от сердца, то Аллах непременно ниспошлет им средства пропитания, даже если они взяли только малейшие причины. Подобно птице, которая получает свой удел по причине простого лишь вылета из гнезда из необходимости поиска пищи с утра и возвращения вечером. И это один из видов поиска удела, и это является легким поиском ризка (удела)» (См.«Джами’уль-‘улюм уаль-Хикам», стр. 484 - 485).
Имам Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) также сказал: «Ризк для каждого из числа благочестивых, грешников, верующих и неверующих уже распределен. Как сказал Всевышний Аллах: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (Худ, 6). И это несмотря на слабость многих из живых существ и не состоятельность их на приобретение пропитания (ризка). Всевышний сказал: «Сколько есть живых существ, которые не уносят своего пропитания! Аллах наделает пропитанием их и вас» (аль-Анкабут, 60). Пока раб Божий живой, Аллах его обязательно обеспечит пропитанием, и быть может Аллах наделяет его пропитанием по причине его заработка или даже без этой причины» (См.«Джами’уль-‘улюм уаль-Хикам», стр. 488).
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине, Святой дух (ангел Джибриль) внушил мне, что человек не умрет, пока не исчерпает своего удела. Бойтесь же Аллаха и стремитесь к уделу наилучшим образом. И пусть то, что вы считаете задержкой в получении вами удела, ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путем ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему» (Абу Ну’айм в “аль-Хилья”. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2085).
‘Умар говорил: «Между рабом и уделом (ризком) его есть занавесь. Если он проявит довольство, то Аллах обязательно наделит его средством пропитания. А если он разорвет эту занавесь, то этим он ничуть не увеличит свой удел».
Некоторые праведные предшественники говорили: «Уповай на Аллаха и явится к тебе ризк твой без того, чтобы ты утомился либо попал в какое-либо затруднение, добывая его».
Салим ибн абу Джаьд говорил: Было передано о том, что Иса (мир ему) сказал: «Совершайте дела ради Аллаха и не совершайте дела ради вашего желудка. Остерегайтесь излишка в этой жизни, ибо излишек в этом мире у Аллаха считается нечистотой. Это птица, которая летает сверху нас, улетает ранним утром и возвращается поздно вечером, а когда улетает, то улетает абсолютно пустой. Она не обрабатывает землю и не собирает жатву, но тем не менее Аллах ниспосылает ей пропитание (ризк). Но если вы скажете: «Поистине, наш желудок больше, чем ее желудок». Тогда мы говорим: «А эти дикие животные из числа коров и ослов точно также ранним утром уходят с абсолютно пустыми животами, не обрабатывают землю и не собирают жатву в течении дня, но тем не менее Аллах ниспосылает им пропитание (ризк)» (См. «Джами’уль-‘улюм уаль-Хикам», стр. 485).


О том, что тауаккуль без причины – это не тауаккуль

От ибн Аббаса (да буден доволен Аллах ими обоими) передано о том, что он рассказывал: «Однажды жители Йемена, отправляясь в хадж, не взяли с собой припасы, сказав: «Мы уповающие на Аллаха», а когда они приехали в Мекку, то стали просить у людей помощи. Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность» (аль-Бакара, 197)».
Также от Анаса (да буден доволен им Аллах) передается, что однажды один человек пришел к Пророку (ﷺ) и сказал: "О Посланник Аллаха, мне привязать его (верблюда) и уповать на Аллаха, или же отвязать его и уповать?". Пророк (ﷺ) ответил: «Привяжи и уповай!» (ат-Тирмизи 2517. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим «в сунан Тирмизи»).
Муьауийа ибн Къурра (да буден доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды Умар ибн Аль-Хаттаб встретил людей из Йемена и спросил их: «Кто вы?». На что они ответили: «Мы уповающие на Аллаха». После чего Умар сказал: «Напротив, вы пожирающие еду людей. Ведь уповающий сеет семена в землю и уповает на Аллаха» (Ибн Аба Дунйа в «тауаккул ьала-Ллах», 10).
Был спрошен имам Ахмад о человеке, который сидит дома и не выходит на заработок, говоря: «Я уповаю на Аллаха». На что имам Ахмад ответил: «Необходимо, чтобы все люди уповали на Аллаха, однако приучали самих себя к заработку» (См.«Джами’уль-‘улюм уаль-Хикам», стр. 487).
Имам Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Знай, что не противоречит истинному упованию приложение усилий в устремлении к причинам, посредством которых Аллах предопределил результаты. Таков Его закон, посредством которого живут Его творения. Поистине, Всевышний Аллах повелел создавать причины, а наряду с этим приказал полагаться на Него. И получается так, что он совершает причины, подчиняясь Аллаху, и искренне уповает на Него, веруя в Него. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Принимайте меры предосторожности» (ан-Ниса, 71). Также Всевышний сказал: «Приготовьте против них (врагов) сколько можете силы и боевых коней» (Аль-Анфаль, 60). Также Всевышний Аллах сказал: «Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле и ищите милость Аллаха» (аль-Джумуа,10).
Сахль ат-Тустари говорил: «Тот, кто порочит заработок, порочит Сунну. А тот, кто порочит упование (тауаккуль), порочит иман (веру). Упование - это постановление Пророка (ﷺ), а заработок - это его Сунна. Поэтому тот, кто поступает согласно с его постановлением, не оставляет его Сунну (ﷺ)»
(См. «Джами’уль-‘улюм уаль-Хикам», стр. 483).
Прошу обратить внимание на этот устрашающий хадис, и пусть задумаются над ним те, кто совсем оставил причины:
Пророк (ﷺ) сказал: «Достаточно мужчине греха, если он погубит тех, кого обязан содержать» (Абу Дауд,1692. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим «в сунан Абу Дауд).
Бишр (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Если я имею семью, то я непременно работаю и зарабатываю» (См. «Джами’уль-‘улюм уаль-Хикам», стр. 487).
О том, что нельзя полагаться лишь на причины, не уповая на Аллаха

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Кто больше всего полагается на причины, у него недостаток в уповании на Аллаха. И этим самым он умаляет достаточность Аллаха для раба. Это как будто бы он сделал причину основой, к которой он стремится ради получения желаемого результата или устранения зла с помощью этого. А кто полагается на Аллаха и отвергает при этом причины, тот умаляет тем самым мудрость Аллаха, поскольку Аллах для каждой вещи создал соответствующие причины. Поэтому тот, кто просто уповает на Аллаха (без создания причин), тем самым порочит мудрость Аллаха, ибо Аллах — Мудрый, и связал причины с их результатами. Тот, кто просто полагается на Аллаха, подобен тому, кто уповает на Аллаха в увеличении потомства, тогда как он не собирается женится» (См. «аль-Коулюль-Муфид» стр.403).
Передавал аль-Халляль о том, что Аль-Фудейля ибн Ийада спросили о человеке, остававшегося в доме, заявляя о том, что он верит в Аллаха, и что Аллах наделит его пропитанием. В ответ на это Аль-Фудейль бин Ийад сказал: «Если он верует в Аллаха, пока Аллах не узнает его веру в Него, то Аллах ему не запрещает какой-либо поступок, который тот захотел. Таким образом не поступали ни пророки, ни их последователи, так как пророки зарабатывали себе на жизнь. Также пророк Мухаммад (ﷺ) выходил на заработки, а также и Умар с Абу Бакром, и они не говорили при этом: «Мы будем оставаться в своих домах, пока Всемогущий и Великий Аллах не наделит нас пропитанием. Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле и ищите милость Аллаха» (аль-Джумуа,10)» («Джами’уль-‘улюм уаль-Хикам», стр. 487).
Сказал аль-Маруази (да смилуется над ним Аллах): «Был спрошен Абу АбдуЛлах (т.е. имам Ахмад): «Какой поступок является правдивым упованием?». На что он сказал: «Это когда человек полагается на Аллаха и в его сердце нет ничего из того, чтобы он желал от людей, чтобы они ответили ему чем-либо. Если истинное его положение соответствует данному, то Аллах непременно наделит его средством пропитания, и такой человек является уповающим на Аллаха»» (См.«Джами’уль-‘улюм уаль-Хикам», стр.485).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Пророк (ﷺ) был величайшим из уповающих людей, но, тем не менее, он брал причины, запасался припасами, выходя в путь, а когда выходил на битву при ухуде, надел на себя две кольчуги (Ахмад, 3\449 и Абу Дауд, 3\71). Во время переселения из Мекки в Медину нанял того, кто указывал бы ему путь (Аль-Бухари, 2\130). Он не говорил: «Вот я выхожу делать переселение и уповаю на Аллаха, и не возьму с собой того, кто будет указывать мне дорогу». Пророк (ﷺ) брал средство защиты от жары и холода, но, тем не менее, это ничуть не уменьшало степень его упования» (См. «аль-аль-Коулюль-Муфид» стр.403).
Также он сказал: «Если зададут такой вопрос: «Мольба о прощении – это просто человеческие слова, такие как «О Аллах прости меня!» или «Я прошу прощения у Аллаха» и т.д.?», (то) ответ (будет таков):
«Нет! Необходимо принимать причины, которые являются условием прощения. В противном случае эта мольба будет подобно издевательству. Это подобно человеку, который взывает к Аллаху, говоря: «О Аллах, надели меня хорошим потомством», - однако не совершает причины для достижения потомства. А тем, посредством чего удается получить прощение, является покаяние Аллаху (тауба).
Покаяние – это возвращение от непослушания Аллаху к повиновению Ему»
(См. «Шарх аль-Арба’ийн», стр. 312).
Виды проявления тауаккуля

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах):
«Тауаккуль делится на три части:
Первая: Это тауаккуль, который является поклонением и смиренностью. А это абсолютное упование на Того, на Кого полагаются настолько, что человек абсолютно убежден в том, что Тот способен принести для него пользу и устранить от него вред. Он уповает на Него совершенным упованием с ощущением того, что он всегда нуждается в Нем. Такое проявление тауаккуля является обязательным посвящать искренне только одному Всевышнему Аллаху. А тот, кто посвящает это кому-то или чему-то помимо Аллаха, является многобожником, который впал в большой ширк (многобожие). Как те, которые уповают на праведных людей из числа умерших или полагаются на отсутствующих людей и т.п. …
Вторая: Это когда человек полагается на кого-нибудь в достижении своего удела и пропитания и т.п. Это является малым ширком (многобожие), а некоторые ученые сказали, что это скрытый ширк. Например, многие люди полагаются на свою должность на работе в достижении своего удела. И поэтому ты встречаешь человека, который ощущает в себе упование на эту причину, а также свою нужду в ней. После чего ты замечаешь по его внешнему виду, что он старается понравиться тому человеку, который имеет при себе богатства. Такой человек не убежден в том, что этот мужчина просто является причиной, напротив он поставил его выше причины.
Третья: Это когда он полагается на какого-нибудь человека там, где он предоставил ему полномочие в распоряжении каких-либо дел. Как если ты поручаешь кому-то, чтобы он продал какую-либо вещь или купил ее, то в этом нет ничего порицаемого, поскольку он, когда полагается на него, ощущает, что его степень является выше того, так как он сделал его своим помощником. Пророк (ﷺ) поручил Али ибн Аби Талибу, чтобы он принес в жертву оставшихся животных (Муслим, 2\892). Поручил Абу Хурейре, чтобы он охранял собранный в Рамадан Закят (садакатуль-фитр) (Аль-Бухари, 2311). Также поручил (ﷺ) 'Урве ибн аль-Джа'ду, чтобы он купил для него жертвенное животное (Аль-Бухари, 2\539). Это положение не подобно второй части, так как во второй части человек ощущает нужду в том, на кого полагается. И он замечает, что он уповает на него таким упованием, в котором проявляется его нужда в нем»
(См. «аль-Коулюль-Муфид» стр.404).
Заключение

На основании вышесказанного нам стало ясно, что тауаккуль является одним из величайших видов поклонения. Поэтому мусульманину является обязательным, чтобы он во всех своих начинаниях уповал на Аллаха.
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Невозможно воплотить поклонение, кроме как с упованием (тауаккуль), поскольку если человека доверяют его душе, то доверили его слабому и бессильному. Он не в состоянии совершать поклонение. А когда он поклоняется Аллаху, то ощущает, что он уповающий на Аллаха. Затем получает по причине этого награду за поклонение и упование. Однако в основном у нас слабый тауаккуль. Когда мы совершаем поклонение или обычные дела, то не ощущаем, что мы уповаем на Аллаха в том, чтобы совершить это дело. Напротив, мы чаще всего полагаемся на явные причины, забывая о том, что следует за этим, (т.е. упование на Аллаха, поручая дело Ему целиком и полностью. — Прим. пер.). После чего лишаемся великой награды, а это награда за тауаккуль. Словно нам не было оказано помощи в достижении желаемой цели, как это чаще всего происходит. Независимо от того, возникли ли перед нами препятствия, посредством которых обрывается желаемая цель, или же это преграда, посредством которой не доводим до конца поставленной цели» (См. «аль-Коулюль-Муфид» стр.404).
Одним словом, во всех своих делах мусульманин обязан уповать на Одного Аллаха, делая при этом соответствующие причины. Он должен совершить оба действия, как было уже сказано: уповать на Аллаха и создавать причину. И уже после того, как человек сделал все зависящее от него, он должен целиком и полностью положиться на Аллаха и ждать результата. Также человек не должен связывать свое сердце только лишь с причинами без должного упования на Аллаха, ибо в противном случае он может не достичь желаемого, а более того быть наказан за проявление малого, а то и большого многобожия. Да упасет нас Аллах от этого!
Прошу Аллаха, чтобы данная статья была полезной, и чтобы Он сделал нас в числе истинно уповающих на Него. Прошу Аллаха также простить меня и всех, кто помогал мне в ее составлении, мусульманина, прочитавшего эту статью и всех мусульман, сказавших после этой мольбы «Амин»!
Хвала Аллаху, благодаря Милости Которого доводятся до конца благие дела, и да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех мусульман, неуклонно следующих Сунне Посланника от всякого зла и бедствия!
На этом я заканчиваю эту статью, за что и восхваляю Всевышнего.
Подготовил Абу Сумая Казахстани

Использованная литература


1. «Джами’уль-‘улюм уаль-Хикам» Имама Ибн Раджаба
2. «аль-Коулюль-Муфид» шейха Ибн ‘Усаймина.
3. «Тайсируль-Карим ар-Рахман» шейха Саъди.
4. «Шарх аль-Арба’ийн» шейха Ибн ‘Усаймин.

Ответить

Вернуться в «2 — ЕДИНОБОЖИЕ В ПОКЛОНЕНИИ («ТАУХИ́Д АЛЬ-АЛЮ́ХИЯ»)»