Разъяснение важности единобожия - шейх Ибн Баз

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Разъяснение важности единобожия - шейх Ибн Баз

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Разъяснение важности единобожия
Шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах)
Вопрос: Уважаемый Шейх, мы просим вас разъяснить людям важность призыва к Аллаху и дать краткое пояснение к смыслу свидетельства о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха (Ля иляха илля-Ллах)?
Шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах) ответил: «Это в достаточной степени (и наилучшим образом) разъясняется в великой Книге Аллаха, которая призывает к этой великой обязанности - (к единобожию). Всевышний Покровитель, в Своей Великой Книге, во многих аятах, призвал людей к тому, чтобы они поклонялись Ему лишь Одному. Также и Его Посланник ﷺ, он призывал людей в Мекке, затем в Медине, на протяжении двадцати трёх лет. Он призывал их к Аллаху, чтобы они должным образом исповедовали свою религию. Как об этом сказал Пречистый (Далёкий от всякого недостатка):
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, для того, чтобы вы были богобоязненными» (сура «аль-Бакъара», 21).
Также Всевышний сказал:
وَإِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ ۖ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الرَّحْمَٰنُ الرَّحِيمُ
«Ваше Божество – Божество Единственное. Нет истинного божества, кроме Него, Милостивого, Дарующего милость» (сура «аль-Бакъара, 163).
Также Всевышний сказал:
وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ
«Твой Господь предписал (приказал) вам не поклоняться никому, кроме Него» (сура «аль-Исра», 23).
Также Аллах, Велик Он и Возвышен, сказал:
فَاعْبُدِ اللَّهَ مُخْلِصًا لَهُ الدِّينَ ١ أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ
«Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним свою религию. Ведь воистину, чистая религия (чистое поклонение) может посвящаться только Одному Аллаху» (сура «аз-Зумар», 2-3).
Также Всевышний сказал:
فَادْعُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ
«Взывайте же к Аллаху, очищая перед Ним веру, даже если это ненавистно неверующим» (сура «Гъафир», 14).
Также Аллах, Велик Он и Возвышен, сказал:
فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللَّهُ وَاسْتَغْفِرْ لِذَنْبِكَ
«Знай же, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех» (сура «Мухаммад», 19).
Об этом говорится во многих аятах. Всевышний говорит:
وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ
«А ведь им было велено лишь поклоняться Одному Аллаху, (искренне) очищая перед Ним свою религию(1), подобно ханифам(2), совершать намаз и выплачивать закят. Это и есть правая вера» (сура «аль-Бейина», 5).
Пророк ﷺ, как это передаётся в достоверном хадисе, сказал:
حقَّ اللهِ على العباد: أن يعبدوه، ولا يشركوا به شيئًا
«Право Аллаха, возложенное на рабов: чтобы они поклонялись Ему и не приобщали ничего Ему в сотоварищи»(3). В достоверности этого хадиса сошлись аль-Бухари и Муслим.

Также Он ﷺ сказал:

مَن مات وهو يدعو مِن دونِ اللهِ نِدًّا دخَل النارَ

«Тот, кто умрёт, будучи взывающим к кому-то наряду с Аллахом, войдёт в Огонь»(4).
Также Он ﷺ сказал:

من لقِي اللهَ لا يشركُ به شيئًا دخل الجنَّةَ، ومن لقِيه يشركُ به شيئًا دخل النَّارَ
«Тот, кто встретит Аллаха (в Судный День), не придавая Ему ничего в сотоварищи, войдёт в Рай. А тот, кто встретит Его, придавая Ему что-то в сотоварищи, войдёт в Огонь»(5).
Поэтому является обязательным для всех жителей земли, тех, кто достиг совершеннолетия и является разумным, поклоняться Одному лишь Аллаху, и свидетельствовать о том, что нет истинного божества, кроме Него, а также то, что Мухаммад является посланником Аллаха. Является обязательным уединять только Одного лишь Аллаха в своих мольбах, страхах, надеждах, в поиске защиты и убежища, в своих постах и молитвах, а также во всех остальных видах поклонения. То же самое касается их обхода вокруг Ка’бы (тауафа), они обязаны совершать его, приближаясь к Аллаху, поклоняясь Ему Одному, Пречист Он Всевышний.
И они должны остерегаться поклонения к кому-либо, помимо Него. Остерегаться поклонения умершим, поклонения идолам, пророкам и т.д. Ибо поклонение – это исключительное право Одного лишь Аллаха, и никому не дозволено посвящать поклонение кому-то, помимо Него, Пречист Он Всевышний.
Поклонение - это понятие, объединяющее в себе все слова и дела, как скрытые, так и явные, которые любит Аллах и которыми Он доволен. Молитва является поклонением, пост является поклонением, милостыня является поклонением, также Хадж – это поклонение, страх перед Аллахом – поклонение, надежда на Него – поклонение, обет – поклонение и жертвоприношение – поклонение. Поэтому нельзя искать убежища и защиты ни у кого, кроме Аллаха! Нельзя просить помощи ни у кого, кроме Аллаха, Пречист Он Всевышний. Так как Он сотворил человека, и Он есть Истина (истинное Божество), Пречист Он Всевышний. Он отправил к нам Своих посланников с этим призывом, начиная с первого из них – а это Нух (мир ему), и заканчивая последним – это Мухаммад ﷺ. Все они призывали людей к уединению Аллаха (в поклонении), как сказал об этом Аллах, Велик Он и Всемогущ:
وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ
«Мы отправили в каждую общину посланника, (призывавшего): «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагъута(6)!»» (сура «ан-Нахль», 36).
Также Всевышний сказал:
وَمَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رَسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет истинного божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (сура «аль-Анбийа», 25).
И (Пророк) ﷺ, обращаясь к жителям Мекки, говорил:
قولوا لا إلَهَ إلَّااللَّهُ تُفلِحوا

«О народ, засвидетельствуйте о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха, тогда вы преуспеете (спасётесь)»(7).
Это является обязательным для каждого совершеннолетнего, разумного, будь он мужчиной или женщиной, арабом или же не арабом, джином или человеком, где бы он не находился на земле Аллаха. Они должны поклоняться Одному лишь Аллаху и свидетельствовать о том, что нет истинного божества, кроме Него. Они должны уединять Его в своих поклонениях и не поклоняться никому, наряду с ним, и не важно, будь это идол или пророк, ангел или джин, дерево или что-то ещё. Ибо поклонение – это исключительное право Одного лишь Аллаха, (Который сказал):
وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ
«Твой Господь предписал (приказал) вам не поклоняться никому, кроме Него» (сура «аль-Исра», 23).
Это является обязательным для каждого совершеннолетнего, разумного, будь он джином или человеком, арабом или же не арабом, мужского или женского пола, будь правителем или простым человеком. Все обязаны поклоняться Одном лишь Аллаху, и уединять Его в своих мольбах, своих страхах и надеждах, в своём уповании (тауаккуле) и поиске убежища (защиты), в своих обетах и жертвоприношениях, своих молитвах, постах и других видах поклонения.
Как сказал об этом Аллах, Велик Он и Всемогущ:
وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему никого и ничего в сотоварищи» (сура «ан-Ниса», 36).
Также:
وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ
«Твой Господь предписал (приказал) вам не поклоняться никому, кроме Него» (сура «аль-Исра», 23).
Также:
إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ
«Тебе Одному мы только поклоняемся, и к Тебе Одному только взываем о помощи» (сура «аль-Фатиха», 5).
Также:
وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ ۚ وَذَٰلِكَ دِينُ الْقَيِّمَةِ
«А ведь им было велено лишь поклоняться Одному Аллаху, (искренне) очищая перед Ним свою религию, подобно ханифам, совершать намаз и выплачивать закят. Это и есть правая вера» (сура «аль-Бейина», 5).
Однако что касается боязни того, что может навредить человеку, использование причин, защищающих от этого, то нет в этом проблем, и это не входит в понятие поклонение. Как, например, когда человек боится вора и закрывает двери, используя это для защиты (себя и имущества), то нет в этом проблем. Как об этом сказал Всевышний, рассказывая о Мусе и о том, как он опасался Фараона:
فَخَرَجَ مِنْهَا خَائِفًا يَتَرَقَّبُ
«Муса покинул город (Фараона), оглядываясь и опасаясь (погони)» (сура «аль-Къасас», 21).
Он опасался зла, которое мог причинить ему Фараон. Поэтому, боязнь ощутимого вреда, опасение и страх перед несправедливыми (злотворящими), также использование причин, помогающих защититься – всё это не входит в понятие поклонения. И если человек боится воров, закрывает двери, нанимает сторожа своему имуществу, или же если боится воров на пути, разбойников, при этом берёт с собой оружие, выбирает безопасную дорогу – во всём этом нет проблем. То же самое, если человек боится голода, то он есть, если боится жажды – пьёт, если боится холода – одевает то, что может согреть его, и т.п. из дел ощутимых, (естественных), известных, и в этом нет проблем. То же самое относится к человеку, который попросил своего брата помочь ему с посевом, или с починкой машины, или с постройкой дома – всё это дела обычные и они не заходят в понятие поклонение.

Как сказал Всевышний:
فَاسْتَغَاثَهُ الَّذِي مِنْ شِيعَتِهِ عَلَى الَّذِي مِنْ عَدُوِّهِ
«Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его враг (сура «аль-Къасас», 15).
Он обратился за помощью к Мусе (мир ему), и это обычных дел, на которые способно творение (человек). Поэтому просьба к творению, живому, присутствующему, который имеет возможность и способен помочь, не заходит в понятие поклонение. Как, например, взаимопомощь в постройке дома, в обработке посева, в сражении и т.д.
Однако мольба к мёртвому, дереву, идолу, джину, ангелам, пророкам, дабы они оказали помощь и защитили (от зла) – всё это является большим многобожием. Или же мольба к живому, с просьбой его сделать то, что ему не под силу, то, в чём нет у него власти, имея при этом убеждения, что тот, кого просят, распоряжается этим мирозданием – всё это заходит в понятие многобожие. Как делают некоторые суфисты со своими шейхами, когда обращаются к ним в своих мольбах наряду с Аллахом, убеждены в том, что они (эти шейхи) могут распоряжаться этим мирозданием, что у них есть знание сокровенного и они ведают будущее, что они могут принести им пользу и отвратить вред – всё это дела многобожия, даже если они делают это с живыми, (присутствующими). Просим у Аллаха благополучия (и защиты)!»

1438 г.х.
_____________________________________
(1) - «А ведь им было велено лишь поклоняться Одному Аллаху, - желая этим поклонением только Лика Его, - (искренне) очищая перед Ним свою религию», - устремляясь от многобожия к чистой вере (см.: «ат-Тафсир аль-Муяссар»).
(2) - Ханиф – это тот, кто полностью оставил многобожие и устремился к Аллаху, поклоняясь Ему Одному и служа.
(3) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (5967) и Муслим (53).
(4) - Хадис приводят имам аль-Бухари (4497).
(5) - Хадис приводят имам Муслим (93).
(6) - Т.е. того, чему поклоняются помимо Него. Как сказал имам Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах): «Тагъут – это то, в отношении чего раб перешёл границы, как в поклонении, так в следовании и подчинении» (см.: «И’лям аль-муаккы’ийн»).
(7) - Хадис приводит имам Ахмад в «аль-Муснад» (15593).

Ответить

Вернуться в «ТЕМЫ, НЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПО РАЗДЕЛАМ»