________________
Доводы на запрет участия в немусульманских праздниках
Далее мы приведем доказательства на запрет таких праздников, на запрет участия в них, также на запрет помощи в процессе приготовления к ним. Эти доказательства будут взяты из Книги Аллаха, Господа Миров, из Сунны Его Пророка (ﷺ), также со слов учёных всех известных мазхабов (богословских школ), как прежних, так и нынешних.
Доводы из Книги Аллаха.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَالَّذِينَ لَا يَشْهَدُونَ الزُّورَ وَإِذَا مَرُّوا بِاللَّغْوِ مَرُّوا كِرَامًا
«Они не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах, собраниях), а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством» (сура «аль-Фуркан», 72).
В толкование слов: «Они не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах, собраниях)», такие имамы как Муджахид (ученик ибн ‘Аббаса), ар-Раби’ ибн Анас, аль-Къадый Абу Йа’ля, Тауус, Ибн Сийрин, ад-Даххак и другие, сказали – «это праздники многобожников»(1).
«Они не свидетельствуют лживо» - то есть не свидетельствуют о лжи, не принимают участие в обмане, тем более что касается религии. А что сказать о тех, кто идёт на праздники немусульман, радуется с ними той лжи, которая возводится на Аллаха - Господа Миров, радуется их языческим обрядам и ритуалам, говоря: «Это всего лишь веселье, мы так привыкли»?!
Шейх Салих аль-Фаузан, приведя этот аят, сказал: «То есть из качеств рабов Милостивого то, что они не принимают участие (не присутствуют) на праздниках неверных».
Доводы из Сунны Пророка (ﷺ).
Доводом из Сунны является хадис, который мы приводили ранее, от Анаса ибн Малика, который рассказывал: «Когда Посланник Аллаха (ﷺ) переселился в Медину, у её жителей было два праздничных дня, которые они отмечали играми и весельем. Он спросил их: «Что эти дни означают?» Они ответили: «Это дни, в которые мы веселимся, празднуя их со времен язычества». Тогда Пророк (ﷺ) сказал им: «Поистине Аллах заменил их двумя лучшими днями: днем Жертвоприношения и днем Разговения!»
Из хадиса мы видим, что Пророк Аллаха (ﷺ) не сделал исключений, кроме как для двух праздников, и кто последует его пути – пути Аллаха, тот спасётся, «а кто ослушается Аллаха и Посланника, тот собьётся (заблудится)»(2).
Довод иджма’ (единогласного мнения ученых).
От ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он говорил: «Не заходите к многобожникам в их храмы во время их празднеств, поистине гнев (Аллаха) снисходит на них (в это время)».
Также он говорил: «Отдаляйтесь от врагов Аллаха (неверных) во время их праздников»(3).
Имам Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «На этом были факыхи из числа тех, кто последовал за сподвижниками, а именно на том, что нельзя мусульманам присутствовать на праздниках многобожниках, и это согласно единогласному мнение (иттифакъ) обладающих знанием, и согласно учёным четырёх мазхабов, о чём известно из их книг»(4).
Мнения ученых 4-х мазхабов (богословских школ):
1) Ханафитский.
Имам Ибн Наджим аль-Ханафи передал, что Абу Хафс аль-Кябир (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Если человек поклонялся Всевышнему Аллаху пятьдесят лет, затем пришёл день праздника Науруз, и он сделал кому-нибудь из многобожников подарок, пусть даже это будет яйцо, желая возвеличить этот день, то по причине этого он впал в неверие, и тщетными стали все его дела».
Автор «аль-Джами’ ас-Сагъыр»(5) писал: «Если кто-то (из мусульман) седлает подарок кому-то в день Науруза, не желая возвеличить этот день, однако по привычке, которая сложилась у людей, то такой не становится неверным. Однако необходимо мусульманину не делать этого именно в этот день (то есть дарить что-то другим), а сделать это в дни до этого или после, чтобы не было это уподоблением народу неверному (и невежественному), так как Посланник Аллах сказал: «Кто уподобляется какому-то народу, тот сам из них»(6).
2) Маликитский.
Ибн аль-Хадж аль-Маликий, перечисляя то, что постигло некоторых из мусульман его времени, и тех из них, кто себя приписывал к знанию, которые в праздники неверных, (в частности Людей Писания), помогали им, навещали их, дарили им подарки, давали им то, что поможет им в их грехах, сказал: «О если бы этого не было!!» - то есть, не желая видеть это и знать, также сожалея об этом.
Далее, он передал ответ Ибн аль-Къасима, которого спросили о лодках, которые используют христиане в своих праздниках. И он сказал: что Ибн аль-Къасим порицал это, и запрещал мусульманам давать христианам лодки, говоря, что боится гнева Аллаха, которое спускается на неверных (в их праздники), и что это гнев постигнет и помогающих им.
И он считал это пособничество в праздниках неверных – пособничеством в неверие. И считал, что не дозволено продавать им что-то (в эти дни), то, что может помочь им в приготовление к их праздникам, будь это мясо или одежда, и считал недозволенным давать им что-то в аренду, будь это верховые животные и т.п.
Он говорил: «Я не знаю, чтобы кто-то разногласил в этом (из обладающих знанием)».
Ибн аль-Хадж аль-Маликий, после того, что привёл эти слова от Ибн аль-Къасима сказал: «Смысл этого заключается в (стремлении) отдалить мусульман и запретить им уподобление неверным, следуя тому, что пришло в хадисе: «Кто уподобляется какому-то народу, тот сам из них», запретить уподобление в том, что является их особенностью. Ведь Посланник Аллаха (ﷺ) порицал уподобление им в любых вопросах до такой степени, что иудеи говорили: «Поистине, Мухаммад желает противоречить нам во всем, и не оставить ничего из наших дел в этом».
И некоторые из мусульман объединили в себе уподобление им и помощь им в их неверие, и это не добавило им ничего кроме беззакония и несправедливости…»(7).
3) Шафиитский
Имам ад-Дамийрий аш-Шафи’ий говорил: «Осуждается (порицается) тот, кто соглашается с праздниками неверных»(8).
Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафи’ий говорил: «Самое мерзкое и отвратительное новшество – это согласие мусульман с праздниками христиан, которое проявляется уподоблением им в еде, подношение подарков им и принятия подарков от них. И больше всех заботятся об этом (новшестве, в этом уподобление) жители Мисра(9), а ведь Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Кто уподобляется какому-то народу, тот сам из них» … И тому подобные новшества, которые они внедрили (в религию), поэтому является обязательным запрещать им (неверным) устраивать свои праздники открыто»(10).
4) Ханбалитский
Имам аль-Бахутий аль-Ханбалий говорил: «Является запретным присутствие на праздниках христиан и иудеев»(11) - и других неверных, «а так же продажа им в эти дни (того, что будет способствовать их ослушанию)… Также запрещено подносить им подарки (и принимать их от них)» - так как в этом есть возвеличивание их (обрядов), как запрещено начинать приветствовать их первыми».
И «запрещено совершение всего того, что является их особенностью, как например, праздники, а также то, чем они отличаются от (мусульман), так как в этом есть уподобление им, а уподобление им запрещено!» - Это согласно хадису: «и тот, кто уподобляется, заслуживает наказания»…»(12).
Шейхуль-Ислям ибн Тэймия сказал: «Уподобление неверным в любом из их праздников означает, что человек довольствуется их ложными убеждениями и обычаями»!!
Что касается запрета на торговлю и продажу неверным в дни их праздников, то речь идёт о тех продуктах или вещах, которые они используют в самых этих праздниках. Шейхуль-Ислям ибн Тэймия говорил: «Мусульманам не дозволено продавать неверным в дни их праздников что-либо, что они будут использовать именно для этого, будь это еда, одежда, благовония и т.д.»(13).
И согласно этому продавать им вещи отличные от вышеупомянутых является дозволенным, как является дозволенным торговля с ними в общем, кроме как если товар продаваемый им будет использован против мусульман или точно известно, что он будет использован в ослушании Аллаха.
Шейхуль-Исляма ибн Тэймию (да будет милостив к нему Аллах) спросили о дозволенности торговых отношений с татаро-монголами, которые в то время сражались с мусульманами, на что он ответил: «Что касается торговых отношений с ними, то дозволено с ними то, что дозволено и с подобными им, и запрещено с ними то, что запрещено с подобными им. Дозволено продавать им еду, одежду и тому подобное, из того, что дозволено продавать другим. А что касается продажи им, или кому-то помимо них, лошадей или оружия, которые они могут использовать в запретном сражении, то это запрещено, ибо Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде» (сура «аль-Маида», 2)»(14).
Также шейха Ибн База (да будет милостив к нему Аллах) спросили: «Если продавец шиит-рафидит, следует ли призывать людей, чтобы они ничего не покупали у него?»
Шейх ответил: «Покупать дозволено и у неверных, и Пророк (ﷺ) покупал у иудеев, и заложил иудею свою кольчугу за еду для своей семьи. Однако вам следует разъяснять людям заблудшие убеждения рафидитов, чтобы они не брали их себе в друзья. А что касается покупки у них чего-либо, то это дело простое (то есть дозволенное)».
Его спросили: «Но ведь будет лучше не покупать у них?»
Шейх Ибн Баз ответил: «Важным является предостережение от любви к ним и разъяснение их порочных убеждений и деяний, ибо они ругают и порочат сподвижников Пророка (ﷺ) и обращаются с мольбами к ‘Али, что является одним из проявлений величайшего многобожия»(15).
Слова ученых нашего времени относительно запрета участия в праздниках неверных
Спросили шейха ‘Абдуль-‘Азиза ибн База (да будет милостив к нему Аллах): «Некоторые мусульмане участвуют вместе с христианами в их праздниках, что вы об этом скажете?»
Шейх ответил: «Нельзя мусульманину и мусульманке участвовать с христианами, иудеями и другими неверными в их праздниках, необходимо оставить это, так как это из уподобления им, а кто уподобится народу, тот из них. И Посланник Аллаха предостерегал нас от уподобления им, также от перенимания (копирования) их нравов. Верующие мужчины и женщины должны остерегаться этого, и не дозволено помогать чем бы то ни было неверным в их празднествах, так как они (неверные) ослушаются этим законов Аллаха (Господа Миров).
И не дозволено участвовать в них и помогать им чем-либо, будь это даже чашка чая или кофе, или будь это посуда. Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде», а помощь неверным в их праздниках – это из сотрудничества с ними в грехе и вражде»(16).
Спросили шейха Мухаммада ибн Салиха аль-‘Усэймина (да будет милостив к нему Аллах): «Каково положение поздравления неверных с рождеством? И как нам отвечать на их поздравления с ним? И дозволено ли посещать места проведения этих празднеств? И получает ли грех человек, если он сделал что-то из перечисленного без намерения и желания, сделал как бы из вежливости или из стеснения, и т.п. из причин.
Также, можно ли уподобляться им в этих праздниках?»
На что Шейх ответил: «Поздравлять неверных с рождеством или каким-то ещё их праздником является запретным без каких-либо разногласий, как об этом передал Ибн аль-Къайим (да будет милостив к нему Аллах) в книге «Ахкам ахлиз-зимма», где сказал: «Что касается поздравления неверных в их особенные дни, то это единогласно запрещено. Как, например, поздравлять с их праздниками или их днями поста, и говорить: «Удачного тебе праздника!» Или: «Поздравляю с праздником», и т.п. И если спасётся говорящий подобное от неверия, то всё равно это является из запретных деяний. (Не спасётся от неверия) – когда например, человек скажет: «Поздравляю тебя с земным поклоном кресту!», это есть великий грех перед Аллахом, он страшнее чем, если поздравить с распитием опьяняющего, или с убийством человека, или совершением греха и т.д.
И многие, кто не ценят свою религию и не знают её, попали в это. И они не знают, какие скверные дела делают, а ведь кто поздравляет с грехом, новшеством или неверием, тот попадает под гнев Аллаха и Его ненависть»(17).
Также шейх аль-‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах) отвечал: «Не дозволено поздравлять их (неверных) с их праздниками, когда бы это ни было, так как поздравление их с их религиозными праздниками указывает на довольство и согласие с их обрядами неверия, а это очень опасно!
И если спросит кто-то: «Разве нельзя поздравить их просто из-за уважения, также как они поздравляют нас из-за уважения? Ведь, когда наступает Рамадан, они поздравляют нас, так же и с праздником Жертвоприношения?»
Мы ответим: «Нет, мы не будем их поздравлять, так как наши праздники – праздники узаконенные (Аллахом Всевышним), а их праздники – праздники, придуманные в религии. Ведь ‘Иса (Иисус) не отмечал свой день рождения. А если это так, и ‘Иса не отмечал свой день рождения, то их праздник есть не что иное, как новшество в (их же) религии, к тому же в истории, и нет у него никакой основы!
И с чем тогда мы будем их поздравлять, ведь их праздник не имеет религиозного обоснования, и даже в реальности мы не можем точно сказать, совпадает он с настоящим днём рождения ‘Исы или нет».
Если кто-то скажет: «Это широко известно и распространено!»
Мы ответим: «Даже если так, даже если это практикуется везде и постоянно, однако этот праздник – новшество в религии, вещь выдуманная, поэтому мы не будем с ним поздравлять.
А то, что они поздравляют нас с нашими праздниками, то наши праздники установленные шариатом, хвала Аллаху, и у нас есть право на то, чтобы нас с этим поздравляли».
Хорошо, теперь вопрос: «Если они поздравят нас с их праздником, нужно ли нам отвечать на их поздравление?»
Ответ: «Нет, мы не будем им отвечать. Ибо что будет означать этот ответ им!? Он будет означать согласие и довольство (с их поздравлением).
Поэтому если придет неверный и скажет: «С праздником тебя! Сегодня 31-ое декабря, с праздником тебя, поздравляю! Пусть это будет для тебя благом!»
Что я отвечу ему? Я не буду поздравлять в ответ, а скажу: «Это не праздник для нас, и твоя мольба мне, я не буду отвергать её, но поздравления я не принимаю, так как это не наш праздник».
И является обязательным для нас поступать так, если мы верим в наше величие (величие Ислама). Иначе это будет согласно тому, что поведал Всевышний в Книге Своей, сказав:
وَدُّوا لَوْ تُدْهِنُ فَيُدْهِنُونَ
«Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, тогда они тоже стали бы уступчивы» (Сура «аль-Къалям», 9).
И ничего не стесняет их поздравить тебя, пока ты поздравляешь их (принимаешь их поздравления)»(18).
Шейх Ахмад ибн Яхья ан-Наджми (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Эти (праздники) из ложных деяний, неправильных, которые считаются новшеством, а каждое новшество – это заблуждение, и обязательно нужно оставить их.
И если кто-то скажет, что это из дел обыденных (бытовых), а основа в них – дозволенность, то мы скажем: «Неверные (невежды) взяли себе этот день праздником, и сделали узаконенным в нём то, что не сделал узаконенным ни Всевышний Аллах, ни Посланник Аллаха. И нет праздников в Исламе, кроме как установленных шариатом, а это: Праздник Разговения, Праздник Жертвоприношения и недельный ‘ийд – Пятница (Джум’а). Всё, что придумали люди, кроме этих праздников, является противоречием шариату, и является ересью…»(19).
Шейха Салиха аль-Фаузана (да хранит его Аллах) спросили о положении мусульманина, которого многобожники поздравляют с праздником, нужно ли отвечать ему им, или нет?
На что он ответил: «Нет, не дозволено участвовать в праздниках многобожников и поздравлять их с ними, и не дозволено отвечать на их поздравления. Напротив, нужно порицать это и говорить: «Это не дозволено нам, мы мусульмане, а это праздники неверия, мы не любим и порицаем их».
Да. Нельзя поздравлять неверных с их праздниками, и нельзя мусульманину отвечать на их поздравления, так как это не праздники мусульман, и мусульманин не радуется им.
Также праздники новшеств (внесенные в религию сектантами), как «маулид» (день рождения Пророка) и т.д., разные праздники сектантов, праздники нововведенцев. Точно также, не дозволено принимать в них участие и поздравлять с ними, так как они не являются праздниками Ислама…»(20).
Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах), сделал важное указание на то, что праздники, которые введены в Ислам, новшества, имеют схожее положение с праздниками неверных. И запрещено принимать участие в них, поздравлять других по их случаю, так как такие действия расцениваются как согласие, одобрение, взаимопомощь и сотрудничество в грехе! Это будет проявлением дружбы и любви к сектантам, что может повлечь гнев Аллаха, стать причиной того, что свет Ислама уйдет из сердца того, кто будет дружить с сектантами, подобными суфистам, шиитам, хариджитам, аш’аритам, хаддадитам, халябитам и им подобным.
Аль-Фудейль ибн аль-‘Ийяд говорил: «Кто полюбит приверженца нововведений, сделает Аллах тщетными его дела, и удалит свет Ислама из сердца его»(21).
Также он говорил (да будет милостив к нему Аллах): «Не сиди со сторонниками новшеств (сектантами), поистине я боюсь, что Аллах ниспошлёт на вас проклятие»(22).
Сторонники Сунны Пророка (ﷺ) объединяются на истине, на Книге Аллаха и пути Его Посланника. Они узнают друг друга по приверженности к тому, на чём были праведные предшественники этой общины, и они подобны воинам, как сказал Посланник Аллаха (ﷺ): «Души подобны воинам, те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, кто не признают – расходятся»(23).
Всё это указывает на то, что обязательным является отдаляться от праздников неверных и праздников сторонников различных сект, а также это указывает на запрет помогать им и содействовать в проведении их праздниках.
Далее хотелось бы несколько слов написать о подарках, поднесённых в дни немусульманских праздников, о том, как поступать с ними, дозволено ли их принимать и дарить...
_____________________________
(1) - См.: «Тафсир» имама Ибн Касира (11/168).
(2) - Из хадиса, который приводят имам Ахмад (18741), имам Муслим в «Сахих» (870), ан-Насаи в «Сунан» (3279) и другие.
(3) - Это сообщение приводит имам аль-Бэйхакъи 18641, и его иснад достоверный.
(4) - См.: «Ахкам ахлиз-Зимма» (1/723-724).
(5) - Имам Мухаммад ‘абдуль-Хай аль-Люкнауий аль-Хиндий аль-Ханафи, (кот. умер в 1304 г.х.).
(6) - См.: «аль-Бахр ар-Раик шарх кунуз ад-Дакаик», Ибн Наджима (8/555).
(7) - См.: «аль-Мадхаль» (2/46-48).
(8) - См.: «ан-Наджм аль-Уаххадж фи шарх аль-Минхадж» (9/244). То же самое говорил аш-Ширбиний в «Мугний аль-Мухтадж» (4/191).
(9) - Аль-Мисриюн – жители Мисра (Египта) или жители городов, потому как в городах обычно происходит смешение между мусульманами и христианами и т.п. и Аллах лучше знает.
(10) - См.: «аль-Фтауа аль-Фикъхыя аль-Кубра», Ибну Хаджара аль-Хайтами (4/268-239).
(11) - Это слова шейха Шарафуддина Мусы ибн Ахмада аль-Хаджауи аль-Ханбали, (кот. умер в 968 г.х.).
(12) - См.: «Кешф аль-Къына’ ‘ан матн аль-Икъна’» (3/131).
(13) - См.: «аль-Икътида» (229).
(14) - См.: «Маджму’уль-фатауа» (29/275).
(15) - Сл.: «Шарху усуль ас-Сунна».
(16) - См.: «Маджму’у фатауа уа макъалят мутанауи’а» (6/405).
(17) - См.: «Маджму’у фатауа уа расаиль ибн ‘Усэймин» (3/28).
(18) - Сл.: «Фатауа аль-Харам аль-Меккий» (1420), запись 1, сторона «Б», с 33-ей минуты.
(19) - См.: «Фатх ар-Рабби аль-Уадуд» (1/37).
(20) - Запись можно прослушать, скачав по ссылке:
https://www.box.com/s/i6hz9blto2gida4mj5vd
(21) - Приводит имам Ибн Батта в «аль-Ибана» (445), также абу Ну’айм в «аль-Хилья» (8/103).
(22) - Приводит имам Ибн Батта в «аль-Ибана» (446), аль-Лялякаи (262), и аль-Бэйхакый в «аш-Шу’аб» (9472).
(23) - Хадис приводят имамы аль-Бухари (3158) и Муслим (2637), и другие.