О некоторых благопристойностях (адабах), связанных с чиханьем

Abu Sumaya Kazaxstani
Сообщений: 443
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 08:08

О некоторых благопристойностях (адабах), связанных с чиханьем

Сообщение Abu Sumaya Kazaxstani » 06 ноя 2017, 22:00

_________________

О некоторых благопристойностях (адабах), связанных с чиханьем

(Второе издание
дополненное и переработанное)


С именем Аллаха Всемилостивого, Дарующего милость

О достоинстве чиханья и его положении

От абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, сообщают, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине, Аллах любит чиханье и не любит зевание. Если человек чихнет и воздаст хвалу Аллаху, то для каждого мусульманина, который услышит восхваление, является правом обратиться за него с мольбой (т.е. сказать: «Ярхамука -Ллах». — Прим. пер). Что касается зевания, то поистине, это от шайтана, поэтому пусть человек сдерживает его (зевание) насколько может. Когда же он, зевая, говорит: «Ха-а», то шайтан насмехается над ним» (аль-Бухари 6223-6226).
Слова Пророка (ﷺ) «... для каждого мусульманина, который услышит восхваление, является правом обратиться за него с мольбой» указывают на то, что для каждого мусульманина, который услышит восхваление того, кто чихнул, является обязательным обратиться за него с мольбой. То есть это является индивидуальной обязанностью (фардуль-'айн) для каждого мусульманина, за не совершение которой он впадет в грех. Этого мнения придерживаются захириты и некоторые ученые маликитского мазхаба.
Другие же ученые считают, что это фардуль-кифая, т.е. если кто-то из мусульман, услышав восхваление чихнувшего, обратится с мольбой за него, сказав: «Яархамука-Ллах», то эта обязанность спадает с других мусульман, которые также услышали восхваление чихнувшего. Но если все мусульмане оставляют эту обязанность, то грех за ее невыполнение ложится на всех них. И на этом мнении ученые ханафитского мазхаба, а также этого же мнения придерживается большинство ученых ханбалитского мазхаба.
А мнение ученых шафи'итов и группы маликитского мазхаба заключается в том, что это является желательным действием, и что если эту желательность выполнит кто-либо из мусульман, то это будет достаточным для остальных мусульман. И как говорил шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, что более правильным мнением, является второе мнение согласно доводу, а Аллаху известно лучше! (см.: «Шарх аль-Адаб аль-Муфрад» 5\3798-3799).
От Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, сообщают, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Четыре вещи являются обязательными для выполнения мусульманином по отношению к своему брату мусульманину: навестить его, если он заболел; присутствовать на его погребальной молитве (солятуль-джаназа), если он умер; ответить ему, если он пригласил его; обратиться за него с мольбой, если он чихнет» (аль-Бухари в «аль-Адабуль-Муфрад» 923. Хадис достоверный. см.: «Сахих аль-джами’» 2154).


О том, что при чиханье следует прикрыть рот и нос рукой или одеждой, дабы снизить звук чиханья

Передают от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда Посланник Аллаха (ﷺ) чихал, то прикрывал свой рот рукой или одеждой, и этим самым понижал звук чиханья».
Шейх аль-‘Аббад, да хранит его Аллах, в комментарии к этому хадису сказал: «В прикрытии рта и носа одеждой во время чихания заключаются две пользы:
Первая: по причине этого снижается звук чихания.
Вторая: прикрытие рта и носа одеждой во время чиханья препятствует разлету того, что выделяется при сильном чиханье. Поэтому это может воспрепятствовать выходу этих выделений на тело чихнувшего или окружающих»
(см.: «Шарх Сунан аби Дауд»).


О том, что тому, кто после чиханья не воздал хвалу Аллаху, ничего не говорят

Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что однажды двое мужчин чихнули, находясь рядом с Пророком (ﷺ), после чего он обратился с мольбой за одного из них, а за другого нет. Затем тот сказал: "Ты обратился с мольбой за него, а за меня - нет?!". Пророк (ﷺ) ответил: «Поистине, он воздал хвалу Аллаху, а ты не восхвалил Его» (аль-Бухари в «аль-Адабуль-Муфрад» 931).

О том, что говорят немусульманину, когда он чихает

Абу Муса, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что однажды два иудея чихнули около Пророка (ﷺ), надеясь на то, что он скажет им: «Ярхамукуму-Ллах» (да смилуется над вами Аллах). Однако он (ﷺ) сказал: «Яхдикуму-Ллах уа юслиху балякум (да поведет вас Аллах прямым путем и приведет в порядок ваши дела)» (аль-Бухари в «аль-Адабуль-Муфрад» 940. Хадис достоверный. См. «Ируа’» 1277).
Шейх Мухаммд Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Здесь указание на то, как иудеи сильно желали того, чтобы пророк Мухаммад (ﷺ) сделал за них ду’а, так как они знали, что он является Пророком, однако отказались уверовать в него по причине (их) зависти, ненависти, гордыни и упрямства» (см.: «Шарх аль-Адаб аль-Муфрад» 5\3825).
Хафиз ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не взывают к Аллаху за неверующего (немусульманина), чтобы Он над ним смиловался, а просят Его, чтобы Он повел его прямым путем и привел в порядок его дела» (см.: «Фатх аль-Бари» 10/604).


О том, какими видами можно воздавать хвалу Аллаху после чиханья и что говорит чихнувший тому, кто за него обратился к Аллаху с мольбой, сказав: «Ярхамука-Ллах»

От абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если кто-либо из вас чихнет, то пусть скажет: «Альхамду ли-Ллях (Хвала Аллаху)». Если он скажет: «Альхамду ли-Ллях», то пусть его брат или друг скажет ему: «Ярхамука-Ллах (Да смилуется над тобой Аллах)». Он же (чихнувший) пусть ответит: «Яхдикуму-Ллах уа юслиху балякум» (Да поведет вас Аллах прямым путем и приведет в порядок ваши дела)» (аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 927).
Передается от АбдуЛлаха ибн ‘Умара (да будет доволен им и его отцом Аллах) что когда он чихал и ему говорили: «Ярхамука-Ллах», то он отвечал: «Ярхамуна-Ллаху уа ийакум, уа ягфиру ляна уа лякум (да смилуется Аллах над нами и над вами, и простит нас и вас)» (аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 933. Цепочка хадиса достоверная).
Также передается, что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: «Если кто-либо из вас чихнет, то пусть скажет: «Альхамду ли-Лляхи Раббиль-‘алямин» (Хвала Аллаху – Господу миров). Ему же следует сказать: «Ярхамука-Ллах» (да смилостивится над тобой Аллах!). А он (чихнувший) пусть ему ответит: «Ягфиру-Ллаху ли уа лякум (да простит Аллах меня и вас!)» (аль-Бухари в «аль-Адабуль-Муфрад» 934. Цепочка хадиса достоверная).
Нафи’ рассказывал: «Однажды один человек чихнул перед Ибн ‘Умаром (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Хвала Аллаху и мир посланнику Аллаха» (аль-Хамду ли-Лляхи уа-ссаляму ‘аля расули-Ллях). Ибн ‘Умар ответил ему: «Я тоже говорю: «Хвала Аллаху и мир Посланнику Аллаха», однако, не так нас научил Посланник Аллаха (поминать Аллаха при чиханьи). Он обучил нас говорить: «Хвала Аллаху в любом состоянии (аль-Хамду ли-Лляхи ‘аля кулли халь)» (ат-Тирмизи 2738, аль-Хаким 4/265. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим).
Таким образом, после чихания узаконено произнести:
либо «Альхамду ли-Ллях (Хвала Аллаху)»,
либо «Альхамду ли-Лляхи Раббиль-‘алямин (Хвала Аллаху – Господу миров)»,
либо «Альхамду ли-Лляхи ‘аля кулли халь (Хвала Аллаху в любом состоянии)».
Имам ан-Науауи, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Ученые единогласны в том, что для чихнувшего желательным является сказать после своего чиханья: «Альхамду ли-Ллях», если же скажет: «Альхамду ли-Лляхи Раббиль-‘алямин», то это прекрасно, но если он скажет: «Альхамду ли-Лляхи ‘аля кулли халь», то это будет лучше» (см.: «аль-Азкар» стр.270).
Также и тому, которому сказали: «Ярхамука-Ллах», дозволено ответить
либо «Яхдикуму-Ллах уа юслиху балякум (Да поведет вас Аллах прямым путем и приведет в порядок ваши дела!)»,
либо «Ярхамуна-Ллаху уа ийакум, уа ягфиру ляна уа лякум (да смилуется Аллах над нами и над вами, и простит нас и вас!)»,
либо «Ягфиру-Ллаху ли уа лякум (да простит Аллах меня и вас!)».
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Большинство ученых считает, что следует действовать в соответствии с хадисом абу Хурейры, который приводит имам аль-Бухари, где говорится, что Пророк (ﷺ) сказал: «Если ему скажут: «Ярхамука-Ллах» (Да смилуется над тобой Аллах), то пусть он ответит:«Яхдикуму-Ллах уа юслиху балякум (Да поведет вас Аллах прямым путем и приведет в порядок ваши дела)».
Куфийские ученые считают, что ему следует ответить: «Ягфиру-Ллаху ляна уа лякум». И они приводят в качестве довода предание (аль-асар) от Ибн ‘Умара, да будет доволен им и его отцом Аллах.
Маликиты и шафи’иты придерживаются того, что он (чихнувший) может выбрать между этим и тем, как пожелает (т.е. может ответить: «Яхдикуму-Ллах уа юслиху балякум» или может сказать: «Ярхамуна-Ллаху уа ийакум, уа ягфиру ляна уа лякум»).
Предпочтительнее следовать тому, что пришло в достоверных хадисах-марфу', вознесенных к самому Пророку (ﷺ), который сказал: «…пусть он ответит: «Яхдикуму-Ллах уа юслиху балякум»»
(см.: «Шарх аль-Адаб аль-Муфрад» 5\3810).


О том, сколько раз можно обратиться к Аллаху с мольбой за того, кто воздал хвалу Всевышнему после чиханья

От Ийаса ибн Саляма (да будет доволен им Аллах) передается, что он сказал: «Рассказал мне мой отец, который говорил: «Однажды я был возле Пророка (ﷺ) и некий мужчина чихнул (при нем), тогда Пророк (ﷺ) сказал: «Ярхамука-Ллах (да смилуется над тобой Аллах)». Следом тот мужчина вновь чихнул. Затем Пророк (ﷺ) сказал: «Это простуда»» (аль-Бухари в «аль-Адабуль-Муфрад» 938).
От абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передают, что он сказал: «Обратись с мольбой за своего брата трижды (т.е. скажи ему: «Ярхамука-Ллах!» если он воздаст хвалу Аллаху после чиханья. — Прим. пер), а если он больше трех чихнет, то это уже простуда».
Шейх аль-‘Аббад, да хранит его Аллах, комментируя этот хадис, сказал: «Здесь имеется в виду, что если мусульманин чихнет один раз и воздаст хвалу Аллаху, то услышавший его восхваление Аллаха обращается за него с мольбой (сказав: «Ярхамука-Ллах»). Если он чихнет второй раз и скажет: «Альхамду ли-Ллях», то усылавший (из числа мусульман) говорит ему: «Ярхамука-Ллах!». Если он чихнет третий раз и воздаст хвалу Аллаху, то услышавший его хвалу Аллаху обращается за него с мольбой. Но если он больше трех раз чихнет (и скажет: «Альхамду ли-Ллях»), то усылавший уже за него не обращается с мольбой, однако говорят: «Ты простудился или это простуда».
Что касается того, если мусульманин чихнет в то время, когда он справляет свою нужду, то он не воздает хвалу Аллаху ни вслух, ни шепотом, однако восхваляет Аллаха в своем сердце.
Следует отметить, что мусульманин не перестает хвалить Аллаха после каждого чиханья, даже если он будет чихать больше трех раз, поскольку нет ничего, что препятствовало бы этому. Что касается обращение за него с мольбой, то оно завершается тогда, когда мусульманин чихает больше трех раз»
(см.: «Шарх Сунан аби Дауд»).
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Если простуженный чихнет больше трех раз, то за него просят у Аллаха исцеление. Также не является обязательным обращаться с мольбой за того, кто находится в таком положении, в котором нельзя ему поминать Аллаха, как, например, за того, кто справляет свою нужду. Также не является обязательным обращаться с мольбой (говоря: «Ярхамука-Ллах!») за того, кто восхвалил Аллаха после чиханья в то время, когда имам проводит пятничную проповедь (хутбу), даже если чихнет сам проповедник во время своей хутбы, воздаст хвалу Аллаху и сразу продолжит свою проповедь. Но если он (проповедник) восхвалит Аллаха после чиханья и сделает маленькую паузу, то за него обращаются с мольбой (говоря: «Ярхамука-Ллах!») и не удерживают от того, чтобы за него обратились с мольбой, так как дозволено, чтобы он обращался и ему обращались» (см.: «Шарх аль-Адаб аль-Муфрад» 5\3806).
А лучше об этом известно Аллаху!
В основу данной работы легла книга «аль-Адабуль-Муфрад» имама аль-Бухари с комментариями шейха Мухаммада Са’ида Расляна, а также была составлена при помощи материалов сайта и форума: «https://www.sahab.net/home/».


И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!

Подготовил: Абу Сумая Казахстани.

Вернуться в «ЭТИКЕТ И НРАВСТАЕННОСТЬ (АДАБ)»