Молитва «ад-Духа» (صلاة الضحى)

Муслим
Сообщения: 343
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Молитва «ад-Духа» (صلاة الضحى)

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Молитва «ад-Духа» (صلاة الضحى)
Этот раздел включает в себя следующие пункты:
1) - Достоинство этой молитвы.
2) - Её положение в религии (хукм).
3) – Время совершения молитвы «ад-духа».
4) - Число рака’атов и их описание.


Разъяснение этих вопросов следует ниже:

1) Достоинство молитвы «ад-духа».
На достоинство этой молитвы указывают хадисы нашего Пророка ﷺ, и я упомяну некоторые из них:
От абу Зарра, который передал от Пророка ﷺ, который сказал:
يصبح على كل سلامى من أحدكم صدقة؛ فكل تحيدة صدقة، و كل تهليلة صدقة، و كل تكبيرة صدقة، و أمر بالمعروف صدقة، و نهي عن المنكر صدقة، و يجزئ من ذلك ركعتان يركعهما من الضحى
«С наступлением утра на каждый сустав(1) любого из вас возложена садакъа! Каждое прославление Аллаха (субхана Аллах) есть садакъа. Каждое восхваление Аллаха (альхамду лиЛлях) есть саадакъа. Каждое произнесение слов шахады (ля иляха илля Ллах) – садакъа. Каждое возвеличивание Аллаха (Аллаху акбар) саадакъа. Побуждение к одобряемому – садакъа и удержание от порицаемого – садакъа. Но все это могут заменить собой два рака’ата дополнительной молитвы «ад-Духа» (т.е. во время ад-духа)!»(2)
И так же, от абу Дарды и абу Зарра передаётся о том, что Пророк ﷺ сообщил от Аллаха Всевышнего, Который сказал:
ابن آدم! ركع لي من أول النهار أربع ركعات؛ أكفك آخره
«О сын Адама! Совершай молитву, состоящую из четырёх рака’атов, ради Меня в первую часть дня и это будет достаточным тебе до конца его», (т.е. «Я избавлю тебя от всех тягостей до конца этого дня»). Хадис приводит ат-Тирмизи(3).
От абу Хурайры сообщается, что Пророк ﷺ сказал:
لا يحافظ على صلاة الضحى إلآ أواب؛ وقال: هي صلاة الأوابين
«Не беспокоятся о сохранении молитвы «ад-духа» никто, кроме часто кающихся»! Также сказал: «Это молитва – молитва часто кающихся». Хадис приводят ибн Хъузейма и аль-Хаким(4).

2) Правовое положение (хукм) молитвы «ад-Духа»:
Хадисы, которые были упомянуты и подобные им, указывают на то, что молитва во время «ад-духа» является желательной, является благим, любимым (для Аллаха) делом («حسنة المحبوبة»)(5). И в этих хадисах также содержится доказательство на законность постоянного совершения этой молитвы(6).
И не того, что указывало бы на обязательность этой молитвы.

3) Время совершения молитвы «ад-духа».
Время молитвы «ад-духа» начинается с восходом солнца и продолжается до времени, когда оно начнёт заходить в зенит(7).
Лучшим временем для его совершения считается время, когда жар от солнца усиливается.
И доказательством вышесказанному является следующее:
Что касается начала времени, то на это указывает хадис Абу Дарды и абу Зарра, который был уже упомянут:
... ركع لي من أول النهار أربع ركعات...
«…Совершай молитву, состоящую из четырёх рака’атов, ради Меня в первую часть дня…»
И также то, что пришло в хадисе от Анаса, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что Пророк ﷺ сказал:
من صلى الغداة في جماعة، ثم قعد يذكر الله حتى تطلع الشمس، ثم صلى ركعتين؛ كانت له كأجر حجة و عمرة، تامة تامة تامة
«Тот, кто совершит утреннею молитву вместе с джама’атом, затем останется и будет поминать Аллаха до появления солнца, затем встанет и совершит два рака’ата(8), то ему будет записана награда в размере награды за хадж и умру, целиком, целиком, целиком». Хадис приводит ат-Тирмизи(9).
От Абу Умамы, который сказал, что Пророк ﷺ сказал:
من صلى صلاة الصبح في مسجد جماعة، يثبت فيه حتى يصلى سبحة الضحى؛ كان كأجر حاج أو معتمر؛ تاما حجته و عمرته
«Тот, кто совершит с джама’атом утреннюю молитву, затем останется для того, чтобы совершить молитву «ад-духа», будет ему за это награда подобная награде совершившего хадж или умру, будто он совершил полный хадж и ‘умру». Хадис приводит ат-Табарани.
И в другой версии этого хадиса говорится:
من صلى صلاة الغداة في جماعة، ثم جلس يذكر الله حتى تطلع الشمس...
«Тот, кто совершит утреннею молитву с джама’атом, затем останется для поминания Аллаха до появления солнца…». Хадис также приводит ат-Табарани(10).
Что касается выхода времени этой молитвы, то это зенит, так как время, которое предназначено для совершения его – это время «ад-духа, а время «ад-духа» заканчивается тогда, когда солнце начинает подниматься в зенит.
Что же касается лучшего времени для совершения молитвы «ад-духа», то на это есть указание в хадисе Зейда ибн Аркама, который, когда увидел народ, молящийся во время «ад-духа», сказал: «Если бы им было известно, что молитва в другое время «ад-духа» лучше! Ибо поистине Пророк ﷺ сказал:
صلاة الأوابين حين ترمض الفصال
«Молитва часто кающихся наступает тогда, когда солнце начинает обжигать(11) ноги маленьких верблюжат». Хадис приводит имам Муслим(12).

4) Число рака’атов молитвы «ад-духа» и их описание:
Узаконенным является для мусульманина совершение молитвы «ад-духа» как в два, так и в четыре, в шесть, в восемь рака’атов и двенадцать рака’атов.
И если пожелает он (молящийся), то может совершать её по два по два рака’ата.
На то, что она совершается в два рака’ата служит доказательством следующий хадис от абу Зарра, который передаёт, что Пророк ﷺ сказал:
يصبح على كل سلامى من أحدكم صدقة ...الحديث؛ وفيه: يجزئ من ذلك ركعتان يركعهما من الضحى
«С наступлением утра на каждый сустав любого из вас возложена садакъа!» … до конца хадиса. И в нём говорится: «Но все это могут заменить собой два рака’ата дополнительной молитвы «ад-духа» (т.е. во время ад-духа)!» Хадис приводит имам Муслим.
На то, что она совершается в четыре рака’ата служит доказательством следующий хадис от абу Дарды и абу Зарра, в котором Посланник Аллаха ﷺ сообщил, что Аллах ﷻ сказал:
ابن آدم! ركع لي من أول النهار أربع ركعات؛ أكفك آخره
«О сын Адама! Совершай молитву, состоящую из четырёх рака’атов, ради Меня в первую часть дня и это будет достаточным тебе до конца его», (т.е. «Я избавлю тебя от всех тягостей до конца этого дня»). Хадис приводит ат-Тирмизи.
На то, что она совершается в шесть рака’атов служит доказательством следующий хадис от Анаса ибн Малика, который говорил:
أن النبي ﷺ كان يصلى الضحى ستة ركعات
«Пророк ﷺ совершал молитву «ад-духа» в шесть рака'атов». Хадис приводит ат-Тирмизи в «аш-Шамаиль»(13).
На то, что она совершается в восемь рака’атов служит доказательством следующий хадис от Умму Хани, в котором она сказала:
لما كان عام الفتح، أتت رسول الله ﷺ و هو بأعلى مكة، قام رسول الله ﷺ إلى غسله، فسترت عليه فاطمة، ثم أخذ ثوبه، فالتحف به، ثم صلى ثمان ركعات سبحة الضحى
«В год открытия Мекки я пришла к Пророку ﷺ, он находился в верхней части города. Пророк ﷺ встал для того, чтобы совершить большое омовение, а Фатыма закрывала его (покрывалом). Затем он взял свою одежду и укрылся ею. Затем он совершил молитву «ад-духа» в восемь рака’атов»(14). Хадис передали имам аль-Бухари и Муслим(15).
На то, что она совершается в двенадцать рака’атов служит доказательством следующий хадис от абу Дарды, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что Пророк ﷺ сказал:
من صلى الضحى ركعتين؛ لم يكتب من الغافلين، و من صلى أربعا؛ كتب من العابدين، و من صلى ستا؛ كفي ذلك اليوم، و من ثمانيا؛ كتبه الله من القانتين، و من صلى ثنتي عشرة ركعة؛ بني الله له بيتا في الجنة
«Тот, кто совершит молитву «ад-духа» в два рака’ата, тот не будет записан в числе беспечных и небрежных. Тот, кто совершит эту молитву в четыре рака’ата, будет записан в числе поклоняющихся. Тот, кто совершит её в шесть рака'атов, тому этого будет достаточно до конца дня. Того, кто совершит её в восемь рака’атов, Аллах запишет в числе покорных, подчинившихся рабов. А тот, кто совершит её в двенадцать рака’атов, тому Аллах построит дом в Раю». Хадис приводит ат-Табарани(16).

Я скажу: Что касается всех этих хадисов, то, опираясь на них, становится понятным обобщённые слова ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, которая, когда её спросила Му’аза, сказав:
كم كان رسول الله ﷺ يصلى صلاة الضحى؟
«Сколько рака’атов совершал Пророк ﷺ в молитве «ад-духа»?», ответила:
أربع ركعات، و يزيد ما شاء الله
«Четыре рака’ата, и он добавлял к ним столько, сколько желал Аллах». Хадис приводит имам Муслим(17).
Доказательством на то, что эту молитву можно совершать по два по два рака’ата, указывают обобщающие слова Пророка ﷺ, который сказал:
صلاة الليل والنهار مثنى مثنى
«Молитвы(18), совершаемые ночью и днём, совершаются два по два»(19).
Также мусульманину дозволено совершать эту молитву в четыре рака’ата, соединяя их, подобно четырёхкратным молитвам (как зухр, ‘аср или ‘иша). И доказательством этому служат обобщённые слова, сказанные в хадисах, как например, где Пророк ﷺ сказал:
اركع لي من أول النهار أربع ركعات
«Совершай молитву, состоящую из четырёх рака’атов, ради Меня в первую часть дня». Или как в хадисе:
و من صلى أربعا؛ كتب من العابدين
«Тот, кто совершит эту молитву в четыре рака’ата, будет записан в числе поклоняющихся».

И Аллаху обо всём ведомо лучше.
________________________________________________________

(1) - Сустав: سلامي - ед.число, السلاميات – мн.число, что в переводе означает составные части пальцев (их суставы), затем это слово стало употребляться также при упоминание других частей тела, его частей (см.: «Шарх сахих Муслим» имама ан-Науауи).
(2) - Хадис достоверный. Приводит его имам Муслим (720). См. так же «Джами’а аль-усуль» (9/436).
(3) - Хадис хороший (хасан). Приводит его так же имам Ахмад в «аль-Муснад» (6/440, 451), также ат-Тирмизи (475), хорошую степень которого подтвердили шейх Ахмад Шакир, аль-Альбани и др.
(4) - Хадис хороший (хасан). Приводит его Ибн Хъузейма (2/228), аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (1/314), также ат-Табарани в «аль-Аусат» (2/279), без добавки: «Это молитва - молитва кающихся». Хорошую степень этого хадиса подтвердил аль-Хаким, а так же шейх аль-Альбани в сборнике «ас-Сахиха» (1994).
(5) - См.: «Маджму’у аль-фатауа» (22/284).
(6) - На это явно указывают вышеприведённые хадисы. См.: «Нэйлю аль-Аутар» (3/77).
Что касается Шейхуль-Ислама ибн Тэймии, рахимаху Ллах, то после того, как он подтвердил единогласное мнение учёных о том, что эта молитва имеет статус дополнительной, сказал, что Пророк ﷺ не совершал её постоянно. Затем он также указал на желательность совершения её, сказав: «Остаётся добавить (спросить): Является ли желательным сохранять постоянство при совершении этой молитвы или же лучше оставить постоянство, следуя в этом Пророку ﷺ? В этом вопросе есть разногласие. Более подходящим ответом будет: Если человек сохраняет постоянство в ночных молитвах, то этого ему будет достаточно, и не нужно беспокоится о сохранении постоянства в молитве «ад-духа». И это было обычаем Пророка ﷺ, который если просыпал ночную молитву (тахаджуд), то совершал вместо неё молитву «ад-духа» (заменял ею)». См.: «Маджму’у аль-фатауа» (22/284).
Я скажу: Однако явный контекст сообщений (хадисов) указывает на желательность постоянства в совершении этой молитвы, без конкретики (т.е. абсолютно). И Посланник Аллаха ﷺ иногда оставлял совершение какого-то дела, желая совершать его, однако боясь, что Всевышний сделает его обязательным для общины. Это есть причина оставления им постоянства в этой молитве ﷺ. Однако шариатские тексты (призыв к постоянству в этой молитве) остаётся на своей основе. Как на это указала ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах. См.: «Джами’ аль-Усуль» (6/108 – 109).
(7) - Начинается с восходом солнца на уровень копья и заканчивается за 15-20 мин. до наступления молитвы аз-зухр.
(8) - Сказал ат-Тыйбий: «Это молитва называется молитвой сияния (или молитвой восхода солнца) «аль-Ишракъ», совершается она в самом начале времени «ад-духа»». См.: «Тухфату аль-Ахуази» (1/405).
(9) - Хадис хороший (хасан), за счёт подтверждающих его других версий. Его привёл ат-Тирмизи сказав: «Хасан гъариб». Хорошую степень его подтвердили аль-Мубаракфури, Ахмад Шакир и аль-Альбани.
Я скажу (говорит шейх М.Базмуль) также, что из подтверждающий хорошую его степень, хадис, который следует далее.
(10) - Хадис хороший (хасан). Его приводит ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кябир» (8/174,181,209). Хорошую степень хпадиса подтвердили аль-Мунзири, аль-Хайсами и шейх аль-Альбани в «Сахих ат-таргъиб уа ат-тархиб» (1/189).
(11) - Имам ан-Науауи в «Шарх сахих Муслим» (6/30) писал: الرمضاء – песок, температура которого сильно нагрелась под солнцем. Т.е., когда ты видишь как страдают от жары маленькие верблюжата. الفصيل - верблюжата раннего возраста». См.: «Нэйлю аль-аутар» (2/81).
(12) - Хадис достоверный. Его приводит имам Муслим (748).
(13) - Хадис достоверный, достоверность его подтверждается другими хадисами. Его приводит ат-Тирмизи (273). Достоверность этого хадиса также подтвердил шейх аль-Альбани в «Мухтасар шамаиль аль-Мухаммадия», стр. 157, и в «аль-Ируа» (1/497).
(14) - В этом хадисе содержится опровержение тем, кто ошибочно полагает, что эта молитва была молитвой открытия Мекки, а не молитвой «ад-духа». См.: «Заад аль-ма’ад» (3/410), также «’Ауну аль-Ма’буд» (1/497).
(15) - Хадис достоверный. Приводят его имам аль-Бухари (1176) и Муслим (336).
(16) - Хадис приводит аль-Хайсами в «Маджма’ аз-зауаид» (2/237), также ат-Табарани в «аль-Кябир». В иснаде этого сообщения есть передатчик, в отношении надёжности которого среди учёных было разногласие. Однако хорошую степень этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих ат-таргъиб уа ат-тархиб» (1/279).
(17) - Хадис достоверный. Его приводит имам Муслим (719).
(18) - Имеются в виду здесь молитвы дополнительные.
(19) - Хадис приводит ан-Насаи (3/227), Ибн Маджа (1322). Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.

Ответить

Вернуться в «МОЛИТВА - НАМАЗ (АС-САЛЯТ)»