С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
О положении того, кто лишь иногда совершает намаз
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) был спрошен: «Тот, кто совершает намаз иногда, является ли он неверующим (кафиром)? Точно так же как и тот, кто постится в Рамадане иногда, является ли неверующим?».
Шейх ответил: «Если же он поступает именно так, отрицая их обязанность или сомневаясь в их обязанности, то тогда он является неверующим. То есть, по причине своего сомнения в обязанности их или своего отрицания. Ибо обязанность намаза и поста в Рамадане известна из Корана, Сунны и единогласного мнения ученых. Никто из мусульман не отрицает их обязанность, кроме как человека, принявшего ислам недавно и не знающего ничего из положений ислама. Вероятно, это положение для него стало неизвестным.
Что касается того, кто оставляет некоторые намазы или некоторые дни поста в Рамадане, тогда как он признает их обязанность, то в отношении такого человека существует разногласие относительно оставления намаза. Однако человек не становится неверующим из-за того, что оставил некоторые дни поста в Рамадане. Напротив, он является нечестивцем (фасиком).
Однако относительно намаза, о котором мы обсуждаем, мы скажем:
Ученые разошлись во мнениях относительно неверия оставляющего молитву. Он становится ли неверующим по причине оставления одного обязательного намаза или из-за двух обязательных намазов, или же он становится неверующим по причине оставления намаза абсолютно?
Мое мнение состоит в том, что подобный человек не становится неверующим, кроме как если он не оставляет намаз абсолютно. То есть, он не совершает намаз и неизвестно, что он совершал молитву, тогда как он продолжает не совершать ее. Что касается того, кто иногда совершает намаз, а иногда нет, тогда как он признает его обязанность, то я не могу обвинить его в неверии. Ибо Пророк ﷺ сказал: «Между верой и неверием — оставление намаза (абсолютно) (т.е. здесь слово «намаз» пришел с артиклем «Алиф и Лям» что указывает на «алиф Лям лиль истигъракъ или лиль джинс» то есть: ни один намаз и ни два, а оставление намазов абсолютно.- Прим.пер)». Кто совершает намаз иногда, то в отношении его не подтверждается то, что он оставил молитву. В другой версии хадиса сказано: «Договором между нами и между ними является намаз (также и здесь слово «намаз» пришел с артиклем «Алиф и Лям». - Прим.пер). Тот, кто оставил его, впал в неверие». Пророк ﷺ не сказал: «кто оставил один намаз, тот впал в неверие». Пророк ﷺ не сказал, что между верой и неверием — оставление одной молитвы». Однако сказал: «оставление намаза (абсолютно)». Внешне хадис указывает на то, что человек становится неверующим, если оставляет намаз абсолютным оставлением. Что же касается того, кто иногда совершает намаз, а иногда нет, то такой человек является нечестивцем, совершающим великий грех и совершающим против самого себя великое преступление. Он не является неверующим, пока он признает обязанность намаза. Однако он является грешником по причине оставления намазов. А что касается того, кто оставляет намаз абсолютно, то такой человек является неверующим, вышедшим из Ислама, даже если оставляет его по небрежности или лени. Как указывает на это Коран, Сунна и высказывания сподвижников. Более того, АбдуЛлах ибн Шакыйк передал единогласное мнение сподвижников относительно этого вопроса, а также передал единогласие сподвижников Исхак ибн Рахуйа» (см.: «Маджмуъа фатауа уа расаил» 11\54).
Шейх ответил: «Если же он поступает именно так, отрицая их обязанность или сомневаясь в их обязанности, то тогда он является неверующим. То есть, по причине своего сомнения в обязанности их или своего отрицания. Ибо обязанность намаза и поста в Рамадане известна из Корана, Сунны и единогласного мнения ученых. Никто из мусульман не отрицает их обязанность, кроме как человека, принявшего ислам недавно и не знающего ничего из положений ислама. Вероятно, это положение для него стало неизвестным.
Что касается того, кто оставляет некоторые намазы или некоторые дни поста в Рамадане, тогда как он признает их обязанность, то в отношении такого человека существует разногласие относительно оставления намаза. Однако человек не становится неверующим из-за того, что оставил некоторые дни поста в Рамадане. Напротив, он является нечестивцем (фасиком).
Однако относительно намаза, о котором мы обсуждаем, мы скажем:
Ученые разошлись во мнениях относительно неверия оставляющего молитву. Он становится ли неверующим по причине оставления одного обязательного намаза или из-за двух обязательных намазов, или же он становится неверующим по причине оставления намаза абсолютно?
Мое мнение состоит в том, что подобный человек не становится неверующим, кроме как если он не оставляет намаз абсолютно. То есть, он не совершает намаз и неизвестно, что он совершал молитву, тогда как он продолжает не совершать ее. Что касается того, кто иногда совершает намаз, а иногда нет, тогда как он признает его обязанность, то я не могу обвинить его в неверии. Ибо Пророк ﷺ сказал: «Между верой и неверием — оставление намаза (абсолютно) (т.е. здесь слово «намаз» пришел с артиклем «Алиф и Лям» что указывает на «алиф Лям лиль истигъракъ или лиль джинс» то есть: ни один намаз и ни два, а оставление намазов абсолютно.- Прим.пер)». Кто совершает намаз иногда, то в отношении его не подтверждается то, что он оставил молитву. В другой версии хадиса сказано: «Договором между нами и между ними является намаз (также и здесь слово «намаз» пришел с артиклем «Алиф и Лям». - Прим.пер). Тот, кто оставил его, впал в неверие». Пророк ﷺ не сказал: «кто оставил один намаз, тот впал в неверие». Пророк ﷺ не сказал, что между верой и неверием — оставление одной молитвы». Однако сказал: «оставление намаза (абсолютно)». Внешне хадис указывает на то, что человек становится неверующим, если оставляет намаз абсолютным оставлением. Что же касается того, кто иногда совершает намаз, а иногда нет, то такой человек является нечестивцем, совершающим великий грех и совершающим против самого себя великое преступление. Он не является неверующим, пока он признает обязанность намаза. Однако он является грешником по причине оставления намазов. А что касается того, кто оставляет намаз абсолютно, то такой человек является неверующим, вышедшим из Ислама, даже если оставляет его по небрежности или лени. Как указывает на это Коран, Сунна и высказывания сподвижников. Более того, АбдуЛлах ибн Шакыйк передал единогласное мнение сподвижников относительно этого вопроса, а также передал единогласие сподвижников Исхак ибн Рахуйа» (см.: «Маджмуъа фатауа уа расаил» 11\54).
_____________________________________
Разумеется, это мнение шейха Ибн Усаймина (да смилуется над ним Аллах), поскольку известно, что в этом вопросе существует большое разногласие относительно оставления намаза по лени и небрежности. Однако хотел бы указать этой фетвой на то, что ученые разошлись во мнениях даже относительно того, сколько намазов должен оставить человек, чтобы стать неверующим.– Прим.пер.
Разумеется, это мнение шейха Ибн Усаймина (да смилуется над ним Аллах), поскольку известно, что в этом вопросе существует большое разногласие относительно оставления намаза по лени и небрежности. Однако хотел бы указать этой фетвой на то, что ученые разошлись во мнениях даже относительно того, сколько намазов должен оставить человек, чтобы стать неверующим.– Прим.пер.