Расходование на пути Аллаха и помощь требующим знания

abu Zarr
Сообщений: 164
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад
Контактная информация:

Расходование на пути Аллаха и помощь требующим знания

Сообщение abu Zarr » 29 авг 2016, 12:03

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Расходование на пути Аллаха и помощь требующим знания

Хвала Аллаху Господу миров, Его восхваления и наши приветствия Посланнику Его, нашему пророку Мухаммаду, также его семье и всем его сподвижникам.
А затем:
Знание – это милость Всевышнего Аллаха. Знающий человек находится под защитой этих знаний, он спокоен, он знает, как поступить в той или иной ситуации, как принять нужное, а главное правильное, соответствующее шариату решение.
Для того, чтобы овладеть этим знанием, ищущие его отправляются в далёкие страны, путешествуют в поисках его, тратят своё имущество и здоровье. Они живут возле учёных, посещают уроки, усердствуют на этом пути.
Но, как правило, многим из требующих знания, не имея достатка, приходится тратить своё время на то, чтобы заработать денег, прокормить семью, заплатить за обучение, купить книги и т.д.
И если находятся люди, которые готовы поддержать их, или же облегчить им поиск средств, то в этом большое благо, как для самих требующих знание, так и для тех, кто оказывает эту поддержку!
Ибну аль-Мубарак (да будет милостив к нему Аллах) говорил:

لا أَعْلَمُ مَرْتَبَة بَعْدَ النُّبُوَةِ أَفْضَلُ مِنْ بَثِّ العِلْمِ، وإعانَةِ طُلاَّبِهِ و إِعانِهِمْ عَلَى التَّفَرُّغِ لَهُ
«Я не знаю степени после пророчества выше, чем распространение знаний, а также помощи изучающим его, такой помощи, получив которую они могли бы спокойно изучать (его), не утруждая себя поиском пропитания»(1).
Но есть люди, которые из-за отсутствия правильного понимания в этом вопросе, умудряются порицать требующих знания за то, что им помогают их друзья, их родители, их близкие, их соседи и т.д. Они считают это недостатком и, в любой удобный момент, норовят упрекнуть этим. Однако они не знают, что время для требующего знания - это самое ценное, что у него есть, и он старается отдалиться от забот этого мира и потрать свои силы на изучение и распространение религии Аллаха.
Трата имущества во имя Аллаха, на пути Ислама – это священный джихад. И говоря о священным джихаде в Коране, Всевышний Аллах поставил сражение имуществом перед сражением своей душой и телом. Всевышний говорит:

انْفِرُوا خِفَافًا وَثِقَالًا وَجَاهِدُوا بِأَمْوَالِكُمْ وَأَنْفُسِكُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ
«Выступайте в поход, легко ли это вам будет или обременительно, и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «ат-Туаба», 41).

Также Всевышний говорит:
تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَتُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ بِأَمْوَالِكُمْ وَأَنْفُسِكُمْ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ
«Не переставайте верить в Аллаха и Его Посланника и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «ас-Сафф», 11).

Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) говорил: «Тот, кто считает, что путешествие в поисках знания не джихад, того разум и понимание испортились!»(2)
Шейхуль-Ислам ибн Тэймия (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Приобретение знаний и обучение других – входит в понятие «джихад», и являются разновидностью джихада. И с другой стороны это из тех видов предписаний, исполнение которых лежит на мусульманах»(3).
Шейх Ибн ‘Усэймин говорил: «Те, которые постигают религию Аллаха, один в один подобны сражающимся на пути Аллаха»(4).
Также шейх Ибн ‘Усэймин сказал: «Поистине, твоё распространение знания, является распространением религии Всевышнего Аллаха, и по этой причине ты будешь из числа сражающихся на пути Аллаха. Ведь тем самым ты открываешь сердца посредством знания, как сражающийся открывает (освобождает) города посредством оружия и веры (имана)!»(5)
Пожертвование на пути Аллаха – это очищение имущество того, кто расходует из него, очищение своего тела, защита от страданий и болезней, как сказал Посланник Аллаха ﷺ:

دَاووا مَرْضَاكُم بِالصَّدَقَةِ
«Лечите своих больных по средствам пожертвований»(6).
Пожертвование на пути Аллаха – это доставление радости нуждающимся, освобождение их от забот. Также пожертвование на пути Аллаха – это причина росту имущества того, кто жертвует его, как сказал Всевышний:
وَمَا أَنْفَقْتُمْ مِنْ شَيْءٍ فَهُوَ يُخْلِفُهُ
«Он возместит все, что бы вы ни израсходовали» (сура «Саба», 39).

Шейх ‘АбдуРрахман ас-Са’ди (да будет милостив к нему Аллах) писал в комментарии к этому аяту: «Милостыня и пожертвования никогда не уменьшают богатства человека, потому что возместить их обязался Всевышний Аллах, Который увеличивает или уменьшает долю тому из Своих рабов, кому пожелает».
Что касается вечного мира, то пожертвования на пути Аллаха и ради Него, будут служить тенью и прохладой для жертвующего в День, когда люди будут мучиться от жары.
Также пожертвования будут причиной облегчения в час расчёта, причиной тяжести весов (с благими деяниями) и тем, что поможет быстро преодолеть мост, поставленный над Адом в Судный День(7).
Также пожертвования будут служить причиной повышения степеней в Раю.

Однако расходующим на пути Аллаха всегда нужно помнить, что это дело является одним из видов поклонения, которое обязательно должно сочетать в себе 2 условия, чтобы быть принятом Всевышним. Это искренность и следование шариату.
Искренность – чтобы было только ради Лика Аллаха, желая довольства Его.
Следование шариату – чтобы было так, как предписано в религии Посланника Аллаха ﷺ.
Более того, «расходование на пути Аллаха является одним из лучших видов поклонения. И оно лучше, чем джихад на пути Аллаха, тем более если оно делается в голодное (трудное) время. И имущество тогда должно расходоваться на тех, кто в нём нуждается, в особенности, если люди, которые зависят от расходующего это имущество. Или же у него есть (нуждающиеся) родственники.
И бывает даже так, что расходование имущества на нуждающихся более предпочтительнее, чем трата его на совершение добровольного хаджа. Так как расходование (на нуждающихся) дело переходящее(8), а совершение хаджа касается только того, кто его совершает»
(9).
Итак, те, кто расходуют своё имущество на пути Аллаха, помогают другим, поддерживают их, в частности, требующих знания, занимаются одним из наилучших дел, которое любит Всевышний и которым Он доволен.
Неужели те, кто по своему невежеству попрекают требующих знания и говорят им: «Вы живёте на то, что вам дают ваши друзья!» «Вы живёте на то, что присылают вам ваши родственники и родители!» «Вы живёте на то, что дают вам те то и те!» - понимают этот вопрос, неужели они хотят прекратить это благое дело, запретить совершать его их друзьям, родственникам и родителям, которые хотят облегчить жизнь ищущих знание?!
Разве это является побуждением к благому и предостережением от порицаемого?!
Неужели они думают, что принятие помощи от своих родных – это недостаток?! Или вы думаете, что принятие помощи от близких и друзей – это деяние не достойное требующих знания?!
Конечно же, нет! Если они считают так, то заблуждаются или руководствуются своими страстями и эмоциями в этом вопросе!
Пусть же примеры, которые я приведу ниже, помогут отбросить разного рода стереотипы, которые в корне противоречат пути саляфов.
Вспомним великого имама ‘АбдуЛлаха ибн аль-Мубарака (да будет милостив к нему Аллах), который владел достаточным имуществом и расходовал его на пути Аллаха, помогая и поддерживая некоторых требующих знания и учёных своего времени. Из них: Хаммад ибн Саляма, Хаммад ибн Зэйд, Суфьян ас-Саури, Суфьян ибн ‘Уейна, аль-Фудэйль ибн ‘Ийяд, Исма’иль ибн ‘Улейа.

Аль-Лейс ибн Са’д (да будет милостив к нему Аллах) помогал имаму Малику (да будет милостив к нему Аллах), а также многим другим требующим знания.
Мать имама Суфьяна ас-Саури (да будет милостив к нему Аллах) побуждала его к требованию знаний и говорил: «О сынок! Ступай и требуй знание (изучай религию), я буду содержать тебя при помощи этой прялки (веретена). Если же тебе потребуется нечто больше, то дополни это, если же нет, тогда не утруждай себя» - т.е. хватит тебе того, что я дам тебе(10).
Шарафутдин - брат Шейхуль-Ислама ибн Тэймии (да будет милостив к нему Аллах), расходовал на своего брата, помогая ему.
Некоторым из требующих знания, учёных Всевышний Аллах облегчил тем, что им досталось наследство от их родителей. Как, например, имам аль-Бухари (да будет милостив к нему Аллах), у которого в молодом возрасте умер отец, оставив ему огромное состояние, которое он потратил на пути изучение хадисов. Он почти 40 лет или более смог находится в пути, записывая и заучивая хадисы, и поиск пропитания не заботил его.
Также имам Ибн ‘Аддий (да будет милостив к нему Аллах) рассказывал, что отец имама Яхьи ибн Ма’ийна (да будет милостив к нему Аллах) оставил ему огромное наследство, более миллиона дирхемов, которые тот потратил на изучение и запись хадисов, когда приступил к требованию знаний.
Также имам муфассиров (толкователей Корана) – Ибн Джарир ат-Табари (да будет милостив к нему Аллах) смог прожить и прокормить себя и свою семью за счёт земли и сада, которые достались ему по наследству.
Имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани (да будет милостив к нему Аллах) рассказывал о том, что его отец оставил ему большое наследство, и он потратил его на путешествия, в приобретении знаний(11).
Имаму ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах) помогал его отец, который отправил его в Дамаск и каждый месяц выделял ему деньги, для того, чтобы его сын ни в чём не нуждался и всё своё время посвящал требованию знаний.
Обязательно нужно помнить, что требование знаний нуждается в свободном для этого времени. И чем больше требующий знания отдаёт его на знание, тем больше он помогает не только себе, но и другим, принося пользу, обучая, донося правильное понимание аятов и хадисов до народа.
И как передавал имам ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах) слова имама аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), который говорил: «Если бы был занят покупкой лука, то не разобрался бы в этом вопросе(12)»(13).
Конечно, стоит отметить очень важный момент, в котором заблуждаются многие мусульмане сегодня. А именно то, что Ислам побуждает к бедности, наоборот, Ислам побуждает к тому, что человек искал довольство Аллаха, зарабатывая имущество, выплачивая закят, расходуя на пути Его.
Однако это имущество должно быть в руках, а не в сердце. Сердце же должно полностью заполнено любовью к Творцу, смирением перед Ним, страхом и надеждой.
И ни в коем случае тот, кто обладает имуществом, не должен обольщаться этим миром, забывая приказы Аллаха, оставляя предписания религии! Иначе эти блага станут лишь уловкой из уловок этого мира, за которым непременно последует суровое наказание Господа миров.
Всевышний Аллах говорит:

وَمَا تَأْتِيهِمْ مِنْ آيَةٍ مِنْ آيَاتِ رَبِّهِمْ إِلَّا كَانُوا عَنْهَا مُعْرِضِينَ
فَقَدْ كَذَّبُوا بِالْحَقِّ لَمَّا جَاءَهُمْ ۖ فَسَوْفَ يَأْتِيهِمْ أَنْبَاءُ مَا كَانُوا بِهِ يَسْتَهْزِئُونَ
أَلَمْ يَرَوْا كَمْ أَهْلَكْنَا مِنْ قَبْلِهِمْ مِنْ قَرْنٍ مَكَّنَّاهُمْ فِي الْأَرْضِ مَا لَمْ نُمَكِّنْ لَكُمْ وَأَرْسَلْنَا السَّمَاءَ عَلَيْهِمْ مِدْرَارًا وَجَعَلْنَا الْأَنْهَارَ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهِمْ فَأَهْلَكْنَاهُمْ بِذُنُوبِهِمْ وَأَنْشَأْنَا مِنْ بَعْدِهِمْ قَرْنًا آخَرِينَ
«Какое бы знамение из знамений их Господа ни являлось к ним, они отворачивались от него. Они сочли ложью истину, когда она явилась к ним, но до них дойдут вести о том, над чем они насмехались. Разве они не видели, сколько поколений Мы погубили до них? Мы одарили их на земле властью, которой не одарили вас, ниспосылали им с неба обильные дожди и заставляли реки течь под ними. Мы погубили их за их грехи и создали после них другие поколения» (сура «аль-Ан’ам», 4-6).

Шейх ас-Са’ди (да будет милостив к нему Аллах) в толковании к этому аяту писал: «Аллах велел людям делать полезные выводы из сказаний о древних народах. Он уничтожал их после того, как предоставлял им отсрочку и одарял их богатством, детьми и благополучием. С небес для них выпадали обильные дожди, а на земле для них текли полноводные реки, благодаря чему они выращивали злаки и фрукты, какие только желал Аллах. Они наслаждались этими дарами и питались тем, что было им по вкусу, но не желали благодарить Его за ниспосланные блага. Удовольствия увлекли их настолько, что они стали потакать только своим желаниям. Когда же к ним явились Божьи посланники, они не признали их, отвергли и даже нарекли лжецами, и тогда Аллах погубил их за грехи и сотворил после них другие поколения людей. Так Аллах поступал со всеми поколениями неверующих - как первыми, так и последними. Пусть же люди задумаются над сказаниями, которые поведал им Аллах».
Посланник Аллаха ﷺ, как передаётся это в хадисе ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах), говорил:
إِذَا رَأَيْتَ اللَّهَ يُعْطِي العَبْدَ مِنَ الدُّنْيَا عَلَى مَعَاصِيهِ مَا يُحِبُّ، فإنَّما هوَ اسْتِدْرَاجٌ
«Если ты видишь, что Аллах одаряет раба в этом мире тем, что тот пожелает, не смотря на то, что он ослушается Его, то знай, поистине, это есть завлечение, (посредством которого Аллах обольщает его)». Затем он прочитал аят:
:ثمَّ تَلاَ رَسُولُ اللَّهِ
فَلَمَّا نَسُوا مَا ذُكِّرُوا بِهِ فَتَحْنَا عَلَيْهِمْ أَبْوَابَ كُلِّ شَيْءٍ حَتَّى إِذَا فَرِحُوا بِمَا أُوتُوا أَخَذْنَاهُمْ بَغْتَةً فَإِذَا هُمْ مُبْلِسُونَ
«Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи. Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние(14) (сура «аль-Ан’ам, 44) (15).

Шейх ас-Са’ди (да будет милостив к нему Аллах) в толковании к этому аяту писал: «Когда они позабыли наставления, которыми их увещевали, Мы распахнули перед ними врата мирских благ и удовольствий, сделавших их беспечными к истине. Но стоило им возрадоваться дарованным благам, как Мы подвергли их наказанию, которое застало их врасплох и лишило надежды на счастливый исход. Поистине, это - самое мучительное наказание. Оно застает грешника врасплох, когда тот беспечно забавляется и чувствует себя в полной безопасности. Так происходит для того, чтобы его страдания были более мучительными, а его несчастье - более великим».
Так пусть же не обольщается тот, кому Всевышний даровал имущество и увеличил его удел. Пусть он расходует на пути Аллаха, желая при этом Лика Его, помогая тем, кто нуждается, тем, кто изучает религию Аллаха.
И пусть не говорит: «У меня есть то-то и то?!» «У меня есть имущество, а что есть у тебя?!» «У меня есть дом, машина, дети, здоровье, а что есть у тебя?!»
Пусть вспомнит слова Всевышнего, Который сказал:

وَاضْرِبْ لَهُمْ مَثَلًا رَجُلَيْنِ جَعَلْنَا لِأَحَدِهِمَا جَنَّتَيْنِ مِنْ أَعْنَابٍ وَحَفَفْنَاهُمَا بِنَخْلٍ وَجَعَلْنَا بَيْنَهُمَا زَرْعًا
كِلْتَا الْجَنَّتَيْنِ آتَتْ أُكُلَهَا وَلَمْ تَظْلِمْ مِنْهُ شَيْئًا ۚ وَفَجَّرْنَا خِلَالَهُمَا نَهَرًا
وَكَانَ لَهُ ثَمَرٌ فَقَالَ لِصَاحِبِهِ وَهُوَ يُحَاوِرُهُ أَنَا أَكْثَرُ مِنْكَ مَالًا وَأَعَزُّ نَفَرًا
«Приведи им притчу о двух мужчинах (которые жили ранее). Одному из них Мы устроили два виноградника, оградили их финиковыми пальмами и поместили между ними поля добротные (ниву). Оба сада приносили плоды, и ничто из них не пропадало, а между ними Мы проложили реку.
У него были плоды (или богатство), и он сказал своему товарищу, беседуя с ним: «У меня больше имущества и помощников, чем у тебя»».

وَدَخَلَ جَنَّتَهُ وَهُوَ ظَالِمٌ لِنَفْسِهِ قَالَ مَا أَظُنُّ أَنْ تَبِيدَ هَٰذِهِ أَبَدًا
وَمَا أَظُنُّ السَّاعَةَ قَائِمَةً وَلَئِنْ رُدِدْتُ إِلَىٰ رَبِّي لَأَجِدَنَّ خَيْرًا مِنْهَا مُنْقَلَبًا
Он вошел в свой сад, будучи несправедливым по отношению к себе, и сказал: «Я не думаю, что сад этот когда-нибудь исчезнет. Я не думаю, что настанет Час. Если же меня возвратят к моему Господу, то по возвращении я обрету там нечто еще более прекрасное».
قَالَ لَهُ صَاحِبُهُ وَهُوَ يُحَاوِرُهُ أَكَفَرْتَ بِالَّذِي خَلَقَكَ مِنْ تُرَابٍ ثُمَّ مِنْ نُطْفَةٍ ثُمَّ سَوَّاكَ رَجُلًا
لَٰكِنَّا هُوَ اللَّهُ رَبِّي وَلَا أُشْرِكُ بِرَبِّي أَحَدًا
وَلَوْلَا إِذْ دَخَلْتَ جَنَّتَكَ قُلْتَ مَا شَاءَ اللَّهُ لَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ ۚ إِنْ تَرَنِ أَنَا أَقَلَّ مِنْكَ مَالًا وَوَلَدًا
فَعَسَىٰ رَبِّي أَنْ يُؤْتِيَنِ خَيْرًا مِنْ جَنَّتِكَ وَيُرْسِلَ عَلَيْهَا حُسْبَانًا مِنَ السَّمَاءِ فَتُصْبِحَ صَعِيدًا زَلَقً
أَوْ يُصْبِحَ مَاؤُهَا غَوْرًا فَلَنْ تَسْتَطِيعَ لَهُ طَلَبًا
«Товарищ его, беседуя с ним, сказал: «Неужели ты не веруешь в Того, Кто сотворил тебя из земли, потом - из капли, а потом сделал тебя мужчиной? А что же касается меня, то Аллах - мой Господь, и я никого не приобщаю в сотоварищи моему Господу. Почему же, войдя в свой сад, ты не сказал: «Так пожелал Аллах! Нет мощи, кроме как от Аллаха!»
Ты считаешь, что у меня меньше богатства и детей, чем у тебя, а ведь мой Господь может даровать мне то, что лучше твоего сада, и ниспослать на него наказание с неба, и тогда он превратится в скользкую землю. Или же воды его уйдут под землю, и ты не сможешь достать их»».

وَأُحِيطَ بِثَمَرِهِ فَأَصْبَحَ يُقَلِّبُ كَفَّيْهِ عَلَىٰ مَا أَنْفَقَ فِيهَا وَهِيَ خَاوِيَةٌ عَلَىٰ عُرُوشِهَا وَيَقُولُ يَا لَيْتَنِي لَمْ أُشْرِكْ بِرَبِّي أَحَدًا
وَلَمْ تَكُنْ لَهُ فِئَةٌ يَنْصُرُونَهُ مِنْ دُونِ اللَّهِ وَمَا كَانَ مُنْتَصِرًا
هُنَالِكَ الْوَلَايَةُ لِلَّهِ الْحَقِّ ۚ هُوَ خَيْرٌ ثَوَابًا وَخَيْرٌ عُقْبًا
«Его плоды погибли, и он стал ударять себя по рукам, сожалея о том, что он потратил на виноградник, ветви которого упали на навесы, сделанные для их поддержания. И он сказал: «Лучше бы я никого не приобщал в сотоварищи к моему Господу!»
И не было (и нет) у него людей, которые бы помогли ему вместо Аллаха, и не смог помочь самому себе. Ведь в таких случаях оказание помощи и поддержки может исходить только от Истинного Аллаха. У Него - наилучшее воздаяние и наилучший исход»
(сура «аль-Кяхф, 32-44).


Собрал и перевёл Марат абу Зарр, 1436 г.х.
__________________________
(1) - См.: «Тарих ад-Димашкъ», 33/455.
(2) - Ибн ‘Абдиль-Барр в «Джами’ аль-баян уа аль-‘ильм» (1/60).
(3) - См.: «аль-Ихтиярат аль-‘ильмия» стр. (56).
(4) - См.: «Уисая уа тауджихат ли-талябатиль-‘ильм» (1/175).
(5) - См.: «Шарх ду’а аль-къунут» стр. (12).
(6) - Хадис приводит Абу аш-Шейх в «ас-Сауаб». Хорошую (хасан) степень этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих аль-Джами’».
(7) - Это Мост, который будет установлен над пропастью в Ад, через который люди будут переходить согласно своим деяниям. Одни будут пролетать по нему как молния, другие - как ветер, третьи - как птица, а Пророк Мухаммад ﷺ будет стоять над этим мостом и говорить:

يا رَبِّ سَلِّمْ، سَلِّمْ
«О Господь! Спаси, сохрани (целыми и невредимыми)!» (Хадис приводит имам Бухари (11/387,403), а так же имам Муслим, 182, 30).
И будет малочисленность (благих) деяния людей препятствием их продвижению (по мосту), так, что начнёт человек проходить по нему и не сможет идти, только как ползком. А по краям моста будут закреплены крюки (багры), которые будут цеплять тех, кому им будет приказано цеплять. Спасётся оцарапанный (ими), а зацепленный (ими) – будет в Огне!
(8) - То есть охватывает сразу несколько человек, семей, идёт на поддержании их жизни и жизни их потомства, на содержании их домов, их скота и т.д.
(9) - См.: «аль-Хассу ‘аля аль-инфакъ фи сабили Ллях» шейха Расляна, стр.11.
(10) - См.: «Ада баш-Шар’ийа» Ибн Муфлиха, 2/45.
(11) - См.: «Тазкирату ас-сами’ аль-мутакаллим фи адаби аль-‘ильми уа аль-мута’аллим» Ибн аль-Джама’а.
(12) - То есть в каком-то религиозном положение, правовом вопросе и т.п.
(13) - См.: «Тазкирату ас-сами’ аль-мутакаллим фи адаби аль-‘ильми уа аль-мута’аллим» Ибн аль-Джама’а.
(14) - «Пришли в отчаяние» – то есть позабыли о всех благах, оставили всё, что у них было.
(15) - Хадис приводит Ахмад (17349). Шейх Альбани назвал этот хадис достоверным в «ас-Сахиха», (413).

Вернуться в «РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОИСКОМ ЗНАНИЙ»