Критика (джарх) в адрес приверженца Сунны и Знаний должен быть разъяснённой

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Критика (джарх) в адрес приверженца Сунны и Знаний должен быть разъяснённой

Сообщение Муслим »

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Критика (джарх) в адрес приверженца Сунны и Знаний должен быть разъяснённой
Критика (джарх) в адрес приверженца Сунны и Знаний должен быть разъяснённым, иначе он не будет принят, но вместе с этим и критикующий и критикуемый не теряют своего положения в религии.
Имам Ибн ‘Абдиль-Барр (да будет милостив к нему Аллах) писал: «Этот вопрос , в котором многие допустили ошибку, и по причине которого впала в заблуждение молодежь, не сумевшая понять, как им правильно поступить! А правильным же в этом вопросе является следующее: Что тот человек, чья праведность была установлена и чьё высокое положение (имамство) в религии было подтверждено, чья надежность (и доверие), чья забота о знании (и призыве) стали для всех ясными, то на критику (джарх) в его адрес не обращается внимание! Если только критикующий не представит ясного подтверждения своей критике, которая может быть приемлема…
А доводом на то, что в отношении того, кого большинство мусульман признала имамом в религии, не принимается слова критикующих – это положение праведных предшественников (саляфов), между которыми было много взаимной критики. Из которой что-то было сказано в состояние злости (гнева), что-то было по причине зависти, как об этом говорил Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах), также Малик ибн Динар, Абу Хазим (да будет милостив к ним Аллах). Что-то было по причине неправильного истолкования (разъяснения положения, свидетельств), что по сути не обязывает принимать слова критикующего в адрес того, кого он раскритиковал. Ведь было так, что некоторые даже брались за оружие исходя из неправильного толкования (понимания вопроса) или исходя из своего суждения (иджтихада) в нём. Но всё это запрещает другим слепо следовать за таким пониманием или суждением, если нет у них доказательства и довода!»
(См.: «Джами’ баян аль-‘ильм уа фадлихи», 2/1093).
Имам аз-Захаби (да будет милостив к нему Аллах) в отношении критики (джарха) имама Ибн аби Зиъба в адрес имама Малика (да будет милостив к нему Аллах), говорил: «…Не уменьшилось величие имама Малика из-за слов Ибн аби Зиъба, и не ослабло в религии положение имама Ибн аби Зиъба по причине этой его критики (дискредитации). Однако они оба остаются учёными Медины своего времени (да будет милостив к ним Аллах)» (См.: «Сияр а’лям ан-нубаля», 7/143).
Имам Ибн ‘Абдиль-Барр (да будет милостив к нему Аллах) также писал: «Тот же, кто хочет принять слова (опровержения, критики) имамов, достойных доверия учёных, друг против друга, тогда пусть примет те слова сподвижников друг против друга, которые мы упомянули (ранее) – да будет доволен ими Аллах. А если он примет их, то тогда он впадёт в глубокое заблуждение и причинит себе огромный убыток!!
То же самое с ним случится, если он примет слова (критики) ‘Икримы в адрес Са’ида ибн аль-Мусэйиба, слова в адрес имама аш-Ша’бий, слова (критики) между учёными Хиджаза, учёными Мекки, учёными Куфы и учёными Шама. Так же слова (критики) в адрес имама Малика, имама аш-Шафи’ий, и других учёных, которых мы упомянули, говоря об опровержении учёных друг против друга.
А если они не сделали и не сделают этого – если наставит их Аллах на прямой путь – то пусть тогда остановятся (у этих границ) и пусть придерживаются тех условий, которые мы упомянули. А именно: что в отношении того, чья праведность была установлена и чья забота о знании (и призыве) стали для всех известными, кто далёк от больших грехов и обладает порядочностью, в ком значительно больше благого, а плохого в его делах минимум, - в отношении такого не может быть принята критика, неподкреплённая доводами. И это есть истина в этом вопросе, и – с позволения Аллаха – другое будет неприемлемым»
(См.: «Джами’ баян аль-‘ильм уа фадлихи», 2/1117).
Проверено редакцией форума

Муслим
Сообщения: 340
Зарегистрирован: 19 апр 2015, 22:21
Откуда: Субки аль-Ахад

Не принимаются слова ученых против другого ученого, кроме как с разъясненной критикой, основанной на аргументах

Сообщение Муслим »

Не принимаются слова ученых против другого ученого, кроме как с разъясненной критикой, основанной на аргументах

Правило науки Джарха и Та’диля гласит: «Слова ученых современников друг против друга не могут быть приняты, кроме как при наличии ясных доводов».

Хафиз в «Тахзиб ат-тахзиб» 8\71 сказал: «Слова ученых современников друг против друга не принимаются в расчет, если эта дискредитация (джарх) не разъясненная и не обоснованная».

Ибн ‘Абдуль-Бар (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Чья правильность и знание известны, кто неизвестен совершением больших грехов, кто соблюдает порядочность и взаимопомощь, чье благо больше, чем зло, то против такого человека не принимаются слова кого-либо, не подкрепленные доводом. Это и есть истина, а все кроме этого не будет правильным, если пожелает Аллах» (См.: «Джами’ баяниль-‘ильм уа фадлих» 2\152-162).
Подготовил Абу Сумая Казахстани.

Ответить

Вернуться в «НАУКА О ДИСКРЕДИТАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ («АЛЬ-ДЖАРХ ВА АТ-ТА`ДИ́ЛЬ»)»